Храм семинарии

Свя­то–Фи­ларе­товс­кий храм

Свя­то–Фи­ларе­товс­кий храм г. Ал­ма­ты был отк­рыт в 1996г. по бла­гос­ло­вению ар­хи­епис­ко­па Ал­ма­тинс­ко­го и Се­мипа­латинс­ко­го Алек­сия (Ку­тепо­ва) на ба­зе пе­редан­но­го Ал­ма­тинс­ко­му епар­хи­аль­но­му уп­равле­нию комп­лек­са зда­ний по ад­ре­су мкр. До­рож­ник д.29.

Ос­вя­щение но­вого хра­ма во имя свя­тите­ля Фи­ларе­та мит­ро­поли­та Мос­ковс­ко­го и Ко­ломенс­ко­го бы­ло со­вер­ше­но вла­дыкой Алек­си­ем в ав­густе 1996 г.

храм
Свя­то – Фи­ларе­товс­кий храм Ал­ма­тинс­кой пра­вос­лавной ду­хов­ной се­мина­рии.

В 1997 г. Вы­сокоп­ре­ос­вя­щен­ным ар­хи­епис­ко­пом Алек­си­ем хра­му бы­ла по­даре­на час­ти­ца мо­щей не­бес­но­го пок­ро­вите­ля Ду­хов­но­го учи­лища — свя­тите­ля Фи­ларе­та мит­ро­поли­та Мос­ковс­ко­го.

Внут­ренний вид хра­ма
Внут­ренний вид хра­ма.

С мо­мен­та сво­его ос­но­вания и до 1 июля 2013 го­да нас­то­яте­лями хра­ма бы­ли свя­щен­нослу­жите­ли Ас­та­най­ской и Ал­ма­тинс­кой епар­хии: про­то­иерей Алек­сандр Ми­лова­нов, игу­мен Вла­димир (Уте­генов), про­то­иерей Сер­гий Ка­зими­ров, про­то­иерей Олег Иг­натьев.

С июля 2013 го­да настоятелем хра­ма свя­тите­ля Фи­ларе­та яв­ля­ет­ся ректор семинарии, епископ Каскеленский Геннадий, а благочинным храма свя­щен­ник Иоанн Ли­винс­кий — пер­вый про­рек­тор АПДС, про­рек­тор по вос­пи­татель­ной ра­боте.

Свя­щен­ник Иоанн Ли­винс­кий

Свя­щен­ник Иоанн Ли­винс­ки
пер­вый про­рек­тор АПДС, про­рек­тор по вос­пи­татель­ной ра­боте.

26 июля 2010 го­да ре­шени­ем Свя­щен­но­го Си­нода Русс­кой Пра­вос­лавной Церк­ви Ал­ма­тинс­кое епар­хи­аль­ное ду­хов­ное учи­лище бы­ло пре­об­ра­зова­но в Ал­ма­тинс­кую пра­вос­лавную ду­хов­ную се­мина­рию. Храм Фи­ларе­та Мос­ковс­ко­го при­об­ре­та­ет ста­тус хра­ма се­мина­рии.

Здесь ре­гуляр­но со­вер­ша­ет бо­гос­лу­жения рек­тор се­мина­рии — ви­карий Ас­та­най­ской епар­хии епис­коп Кас­ке­ленс­кий Ген­на­дий. Сту­ден­ты про­ходят кли­рос­ное, по­номарс­кое и ипо­ди­аконс­кое пос­лу­шания, про­из­но­сят про­пове­ди.

богослужение
Бо­жест­вен­ную Ли­тур­гию в хра­ме се­мина­рии со­вер­ша­ет рек­тор епис­коп Кас­ке­ленс­кий Ген­на­дий.

При хра­ме дей­ству­ет воск­рес­ная шко­ла для де­тей, а так­же ка­техи­заторс­кие бе­седы для взрос­лых, ко­торые про­водят вос­пи­тан­ни­ки се­мина­рии.

воскресная школа

За­нятия в воск­рес­ной шко­ле.

беседы

Ка­тихи­заторс­кие бе­седы.

Бо­гос­лу­жения в хра­ме со­вер­ша­ют­ся ре­гуляр­но. Все­нощ­ное бде­ние на­кану­не воск­рес­но­го дня в 16.00 ч., в сам воск­рес­ный день Бо­жест­вен­ная Ли­тур­гия в 8.00 ч. Бо­гос­лу­жения так же со­вер­ша­ют­ся во все ве­ликие празд­ни­ки и дни па­мяти осо­бо чти­мых ся­тых.

 

Святыни храма

Ков­чег с мо­щами свя­тите­ля Фи­ларе­та Мос­ковс­ко­го
Ковчег с мощами

Святитель Московский Филарет

 
Свя­титель Мос­ковс­кий Фи­ларет (в ми­ру Ва­силий Ми­хай­ло­вич Дроз­дов) ро­дил­ся 26 де­каб­ря 1782 го­да в го­роде Ко­ломне в семье свя­щен­нослу­жите­ля. 20 де­каб­ря 1791 го­да бу­дущий свя­титель был за­чис­лен в Ко­ломенс­кую се­мина­рию, а за­тем про­дол­жил свое обу­чение в Тро­иц­кой Лавр­ской се­мина­рии в Сер­ги­евом По­саде.

Окон­чив се­мина­рию в но­яб­ре 1803 го­да, он был наз­на­чен пре­пода­вате­лем гре­чес­ко­го и ев­рей­ско­го язы­ков. В 1806 го­ду Дроз­дов стал учи­телем по­эзии; с 1808 го­да — выс­ше­го крас­но­речия и ри­тори­ки.

16 но­яб­ря 1808 го­да бу­дущий свя­титель при­нял пост­риг с на­рече­ни­ем име­ни в честь

Но­вопост­ри­жен­ный иеро­ди­акон всю жизнь со­бирал­ся про­вес­ти в Лав­ре Жи­вона­чаль­ной Тро­ицы. Но в свя­зи с пре­об­ра­зова­ни­ем ду­хов­ных школ Ко­мис­сия ду­хов­ных учи­лищ зат­ре­бова­ла в се­вер­ную сто­лицу са­мых спо­соб­ных пре­пода­вате­лей из раз­ных учеб­ных за­веде­ний. Из Тро­иц­кой се­мина­рии выз­ван был иеро­ди­акон Фи­ларет. Че­рез пять дней мит­ро­полит Мос­ковс­кий Пла­тон (Лев­шин) ру­копо­ложил его в сан иеро­ди­ако­на.

В Пе­тер­бурге отк­ры­валась но­вая, ре­фор­ми­рован­ная ака­демия. Ста­рая же ака­демия бы­ла об­ра­щена в се­мина­рию. Иеро­ди­акон Фи­ларет был ру­копо­ложен в иеро­мона­хи и наз­на­чен инс­пек­то­ром и ба­калав­ром фи­лософс­ко­го клас­са се­мина­рии.

В фев­ра­ле 1810 го­да иеро­мона­ха Фи­ларе­та пе­реве­ли из се­мина­рии и учи­лища в пре­об­ра­зован­ную Пе­тер­бург­скую ака­демию ба­калав­ром бо­гос­ловс­ких на­ук с пре­пода­вани­ем за­од­но и цер­ковной ис­то­рии.

С 1810 по 1817 го­ды он раз­ра­ботал поч­ти пол­ный курс бо­гос­ловс­ких и цер­ковно-ис­то­ричес­ких на­ук, чи­тав­шихся в ака­демии.

В Пе­тер­бурге иеро­монах Фи­ларет мно­го про­пове­довал. Его про­пове­ди об­ра­тили на се­бя вни­мание; о нем за­гово­рили в прид­ворных кру­гах как о но­вом яр­ком све­тиле.

11 мар­та 1812 го­да Си­нод наз­на­чил его рек­то­ром ака­демии и про­фес­со­ром бо­гос­ловс­ких на­ук;

5 ав­густа 1817 го­да по пос­та­нов­ле­нию Свя­тей­ше­го Си­нода в Тро­иц­ком со­боре Алек­санд­ро-Невс­кой Лав­ры сос­то­ялась хи­рото­ния ар­хи­манд­ри­та Фи­ларе­та во епис­ко­па Ре­вель­ско­го, ви­кария Пе­тер­бург­ской епар­хии.

15 мар­та 1819 го­да епис­коп Фи­ларет был пе­реве­ден на са­мос­то­ятель­ную Тверс­кую кафед­ру с воз­ве­дени­ем в сан ар­хи­епис­ко­па и наз­на­чени­ем чле­ном Си­нода. В Тве­ри он час­то со­вер­шал бо­гос­лу­жения: и в со­бор­ном хра­ме, и в при­ходс­ких церк­вах; за бо­гос­лу­жени­ями не­ус­танно про­пове­довал.

26 сен­тября 1820 го­да свя­титель был пе­реве­ден в Ярос­лавль, где про­был око­ло го­да.

В 1821 Про­мысл Бо­жий су­дил ар­хи­епис­ко­пу Фи­ларе­ту за­нять ка­фед­ру пер­восвя­тите­лей Мос­ковс­ких.

В мае 1823 го­да был на­печа­тан его «Хрис­ти­анс­кий Ка­техи­зис Пра­вос­лавной Ка­фоли­чес­кой Вос­точной Гре­ко-Рос­сий­ской Церк­ви». Кни­га рас­хо­дилась на­расх­ват, и уже до ис­хо­да 1823 го­да по­надо­билось вы­пус­тить вто­рое из­да­ние. «Ка­техи­зис» был пе­реве­ден на гре­чес­кий, анг­лий­ский и дру­гие язы­ки.

В 1826 го­ду мос­ковс­кий свя­титель был воз­ве­ден в сан мит­ро­поли­та.

Ав­то­ритет мит­ро­поли­та Фи­ларе­та был ве­лик, за нас­тавле­ни­ями к не­му при­ез­жа­ли ар­хи­ереи со всей Рос­сии. По­сещая Моск­ву, каж­дый иерарх счи­тал сво­им дол­гом на­вес­тить «все­рос­сий­ско­го ар­хи­пас­ты­ря».

Имя мит­ро­поли­та Фи­ларе­та тес­но свя­зано с ре­фор­мой 1861 го­да – ос­во­бож­де­ни­ем по­мещичьих крестьян от кре­пост­ной за­виси­мос­ти. Имен­но на не­го пал вы­бор, ког­да по­надо­билось сос­та­вить об­ра­щение ца­ря к на­роду – «Ма­нифест». На­писан­ный свя­тите­лем «Ма­нифест» был об­на­родо­ван 19 фев­ра­ля, пос­лу­жив уми­рот­во­рению крестьян, воз­бужден­ных ожи­дани­ем боль­ших пе­ремен.

Свя­титель Фи­ларет по­чил 19 но­яб­ря 1867 го­да, в воск­ре­сенье, отс­лу­жив Бо­жест­вен­ную ли­тур­гию.

Он был пог­ре­бен в до­рогой его серд­цу Тро­ице-Сер­ги­евой Лав­ре, в прист­ро­ен­ном по его бла­гос­ло­вению к хра­му Со­шест­вия Св. Ду­ха при­деле св. Фи­ларе­та Ми­лос­ти­вого.

В пос­ледние го­ды сво­его свя­титель­ства мит­ро­полит Фи­ларет поль­зо­вал­ся ог­ромным ав­то­рите­том в Церк­ви; па­мять его бы­ла по­чита­ема по смер­ти.

В 1994 го­ду Ар­хи­ерей­ским со­бором Русс­кой Церк­ви свя­титель Фи­ларет был при­чис­лен к ли­ку свя­тых; па­мять свя­тите­ля со­вер­ша­ет­ся 19 но­яб­ря по но­вому сти­лю.

Свя­титель Фи­ларет Мос­ковс­кий по­чита­ет­ся Русс­кой Пра­вос­лавной Цер­ковью как пок­ро­витель ду­хов­но­го об­ра­зова­ния.

В ав­густе 1995 го­да в го­роде Ал­ма­ты Вы­сокоп­ре­ос­вя­щен­ней­шим Алек­си­ем ар­хи­епис­ко­пом Ал­ма­тинс­кий был ос­вя­щён хра­м во имя свя­ти­те­ля Фи­ла­ре­та мит­ро­по­ли­та Мос­ковс­ко­го и Ко­ло­менс­ко­го при Ал­ма­тинс­ком Епар­хи­аль­ном Ду­хов­ном Учи­лище.

В 1997 г. Вы­сокоп­ре­ос­вя­щен­ным ар­хи­епис­ко­пом Алек­си­ем хра­му бы­ла по­да­ре­на час­ти­ца мо­щей не­бес­но­го пок­ро­ви­те­ля Ду­хов­но­го учи­ли­ща — свя­ти­те­ля Фи­ла­ре­та.

В 2012 го­ду по бла­гос­ло­вению гла­вы Мит­ро­поличьего Ок­ру­га в Рес­публи­ке Ка­захс­тан Вы­сокоп­ре­ос­вя­щен­ней­ше­го мит­ро­поли­та Ас­та­най­ско­го и Ка­захс­тан­ско­го Алек­санд­ра для час­ти­цы мо­щей бы­ла из­го­тов­лен но­вый ков­чег.

Час­ти­ца мо­щей свя­тите­ля Фи­ларе­та по­ныне пре­быва­ет в Свя­то- Фи­ларе­товс­ком хра­ме при Ал­ма­тинс­кой Пра­вос­лавной Ду­хов­ной Се­мина­рии и яв­ля­ет­ся глав­ной его свя­тыней.

 

Ико­на с час­ти­цей мо­щей свя­щен­но­муче­ника Вис­са­ри­она, прес­ви­тера Урд­жар­ско­го

 

Икона с частицей мощей священномученика Виссариона, пресвитера Урджарского

Вис­са­ри­он Ме­фоди­евич Се­линин ро­дил­ся в 1876 го­ду. Окон­чил два клас­са Вла­димирс­кой ду­хов­ной се­мина­рии и с 1896 го­да слу­жил пса­лом­щи­ком во Вла­димирс­кой епар­хии. В 1899 го­ду наз­на­чен пса­лом­щи­ком в храм в се­ле Пес­чанс­кое Пав­ло­дарс­ко­го уез­да Омс­кой гу­бер­нии.В 1902 го­ду ру­копо­ложен во ди­ако­на к этой церк­ви. В 1905 пе­реве­ден в храм во имя свя­тых му­чени­ков Фло­ра и Лав­ра в го­роде Пав­ло­даре. В 1906 го­ду ру­копо­ложен во свя­щен­ни­ка к хра­му в се­ле Ильин­ка Омс­кой гу­бер­нии, наз­на­чен нас­то­яте­лем.

В 1910 го­ду пе­решел в Тур­кестанс­кую епар­хию и слу­жил в хра­ме в се­ле Ге­раси­мов­ка Леп­синс­ко­го уез­да. С 1911 го­да слу­жил в се­ле Ива­новс­ком то­го же уез­да. В 1916 го­ду был наз­на­чен нас­то­яте­лем хра­ма Илии про­рока в се­ле Урд­жар Леп­синс­ко­го уез­да Се­мире­ченс­кой об­ласти и бла­гочин­ным церк­вей Урд­жар­ско­го ок­ру­га.

1 мая 1918 го­да во вре­мя столк­но­вения пер­во­май­ской де­монс­тра­ции с крест­ным хо­дом был из­рублен шаш­ка­ми.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых но­вому­чени­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских для об­ще­цер­ковно­го по­чита­ния в ав­густе 2000 го­да на Ар­хи­ерей­ском Со­боре Русс­кой Пра­вос­лавной Церк­ви.

Па­мять — 1 мая (18 ап­ре­ля ст.ст.), а так­же в Со­борах но­вому­чени­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских и но­вому­чени­ков и ис­по­вед­ни­ков Ка­захс­тан­ских.