Ваши Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Вновь мы вступаем в особое священное время – 2 марта начинаются дни Великого поста, врачующего душевные недуги, возвращающего нас из дальней стороны в дом Небесного Отца (см. Лк. 15:11-24). «Сорокадневный пост – это не изобретение человека, но воля Бога, и это нечто таинственное и недоступное постижению», – говорит о значимости этого периода святитель Петр Хрисолог.
В глубокой древности святая Четыредесятница служила для приготовления уверовавших во Христа к таинству святого Крещения, а со временем отцы и учителя Церкви стали определять ее как время обновления всех сторон жизни христианина по евангельским заповедям, повторение крещальных обетов, нарушенных через неправедные деяния. Главная трагедия всякого греха в том, что он отрывает человека от Бога, разлучает Творца и творение, лишает людей Небесного Отечества. Преступившему вольно или невольно заповедь требуется не только серьезное, глубокое осознание содеянного, но и благодатное воссоединение с Господом. В молитве, которую читает пастырь над кающимся в таинстве Исповеди, звучат слова: «Примири и соедини его со Святой Твоей Церковью во Христе Иисусе». Святитель Игнатий (Брянчанинов), выражая мнение большого числа древних святых, говорит: «Горячее покаяние сердца – это второе Крещение. В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости». Через таинство Крещения человек входит в Церковь, становится частью Тела Христова, а благодаря таинству Исповеди верующий омывается от греха, восстает от своего падения, возвращается на путь к Божественному Царству. Но осознание и преодоление греха – это всегда тяжелый труд, в основе которого исправление образа мыслей, перемена жизни. Вот почему еще до начала великопостных седмиц в храмах начинают звучать проникновенные слова молитвы: «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче». Вступая на поприще святой Четыредесятницы мы, прежде всего, смиренно просим у Бога этот великий дар. Своими духовными подвигами, воздержанием и молитвой мы приготавливаем себя к принятию божественной благодати, но ее единственным источником и подателем является Сам Господь. Таким образом в таинстве Покаяния проявляется соработничество Бога и человека. Преподобный Ефрем Сирин поясняет эту взаимосвязь: «Если земледелец не посеет, ему не поможет дождь; если грешник не будет молиться, его не исцелит и благодать. Как врач, так и Бог взывает: покажи мне рану твою и исцелю тебя».
Увидеть покрывающий душу мрак греха непросто, но еще сложней понять и прочувствовать, что всякое неправедное дело или даже гнилое слово – это оскорбление Святого Духа Божия, Которым мы запечатлены (см. Еф.4:29-30). В одной из стихир, прославляющих крестные страдания Спасителя, есть слова: «всегда распинаю Тебя грехами моими», которые изображают глубинную суть человеческой неправедности.
В предстоящие дни нам предстоит непростое духовное делание, вот поэтому Церковь Христова особым образом вдохновляет и укрепляет нас на стезях покаяния через величие и красоту великопостного богослужения. Ни в коем случае нельзя лишать себя этих благодатных моментов пребывания в храме Божием. Чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского в первые четыре дня первой седмицы поста, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», небесная красота Литургии Преждеосвященных Даров и иные особенные, совершаемые лишь в святую Четыредесятницу службы, — пробуждают сердца от греховного сна, сообщают душе бодрость, очищают ум от суетных помыслов. По мнению отцов Церкви, одним из характерных показателей душевного здоровья человека является любовь к молитве. Усердие к посещению богослужений, радость от пребывания в Божием храме, желание единения со Христом в таинстве святого Причащения – вот что отличает истинно верующего человека. Эти качества нам необходимо твердо и последовательно воспитывать в себе, переступая через внешние обстоятельства, леность и внутреннее охлаждение. За воскресным всенощным бдением звучат слова «Крестом пришла радость всему миру», так и в нашу жизнь приходит освобождение от скорбей и настоящее утешение, когда мы мужественно несем свой крест послушания Господу и Его Церкви.
Великий пост – самое благоприятное время для участия в спасительном таинстве Евхаристии. Мы понимаем, что от бремени грехов нас может очистить только Христос, и Он же является источником вдохновения для жизни по Евангелию и подателем сил для совершения заповедей, для приобретения веры непостыдной и любви нелицемерной. Известный подвижник благочестия ХХ столетия схиигумен Савва (Остапенко) так учил об этом: «Можно ли нам лишать себя такого благодатного соединения со Христом, тем более в наше многотрудное время? Будем причащаться ради прощения грехов и получения вечной радости, а главное — для того, чтобы стяжать Господа, с Ним жить, Его любить больше всего на свете и Ему служить, чтобы всегда быть со Христом!»
При совершении великопостного поприща важно помнить закон духовной жизни – все наши дары по-отечески принимает Бог, если только сердце наше не будет отравлено враждой к ближнему. Сам Христос называет этот грех препятствием для богообщения: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24). Поэтому и вступая в священные дни Четыредесятницы, и подвизаясь в Великий пост, и проживая дни и лета своей жизни будем внимательны к себе – не омрачается ли наша душа неприязнью, гневом, раздражением или еще каким-либо злом в отношении тех, кто рядом с нами.
Пусть Господь и Спаситель наш Иисус Христос — Подвигоположник спасения человеческого – дарует всем нам «подвигом добрым подвизаться, путь поста завершить, веру нераздельной сохранить, головы невидимых змиев сокрушить, победителями греха явиться и без осуждения достигнуть поклонения святому Воскресению» (молитва заамвонная на Литургии Преждеосвященных Даров).
Глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан
Митрополит Астанайский и Казахстанский