Слу­жение Рек­то­ра: не­деля о мы­таре и фа­рисее

9 фев­ра­ля 2014 го­да, в не­делю о мы­таре и фа­рисее, празд­ник Со­бора но­вому­чени­ков и ис­по­вед­ни­ков Церк­ви Русс­кой, по бла­гос­ло­вению мит­ро­поли­та Ас­та­най­ско­го и Ка­захс­тан­ско­го Алек­санд­ра, Рек­тор Ал­ма­тинс­кой Пра­вос­лав­ной Ду­хов­ной се­ми­на­рии епис­коп Кас­ке­ленс­кий Ген­на­дий со­вер­шил Бо­жест­вен­ную Ли­тур­гию в Свя­то-Ни­коль­ском со­боре го­рода Ал­ма-Аты.

На­кану­не ве­чером Его Пре­ос­вя­щенс­тво возг­ла­вил слу­жение все­нощ­но­го бде­ния в глав­ном хра­ме Юж­ной сто­лицы — Воз­не­сенс­ком ка­фед­раль­ном со­боре.
В воск­рес­ный день вла­дыке Ген­на­дию сос­лу­жили: бла­гочин­ный Ал­ма-Атинс­ко­го цер­ковно­го ок­ру­га, нас­то­ятель хра­ма про­то­иерей Ва­лерий За­харов, кли­рики Ни­коль­ско­го и Воз­не­сенс­ко­го со­боров Ал­ма-Аты.
За Бо­жест­вен­ной Ли­тур­ги­ей бы­ли воз­не­сены осо­бые мо­лит­вы о пост­ра­дав­ших и уби­ен­ных в го­ды го­нений за ве­ру Хрис­то­ву.
Пос­ле это­го сос­то­ялось слав­ле­ние свя­тым но­вому­чени­кам и ис­по­вед­ни­кам Церк­ви Русс­кой.
В за­вер­ше­ние ар­хи­пас­тырь позд­ра­вил соб­равших­ся с празд­ни­ком воск­рес­но­го дня и об­ра­тил­ся со сло­вами по­уче­ния.

«Для нас, лю­дей, вос­пи­тан­ных в хрис­ти­анс­кой куль­ту­ре, сло­во «фа­рисей» не­сет не­гатив­ный смысл, а «мы­тарь» — по­зитив­ный. Но для сов­ре­мен­ни­ков Гос­по­да все обс­то­яло ров­но на­обо­рот: фа­рисеи сос­тавля­ли осо­бую груп­пу бла­гочес­ти­вых и пра­вед­ных лю­дей, ис­полня­ющих все пред­пи­сания за­кона. Они уда­лялись от язы­чес­ко­го не­чес­тия и с удо­воль­стви­ем иг­ра­ли роль учи­телей и ре­лиги­оз­ных вож­дей на­рода. Мы­тари же, как пра­вило, бы­ли людь­ми по­роч­ны­ми, среб­ро­люби­выми. Они слу­жили рим­ля­нам-языч­ни­кам и пре­зира­лись ев­рей­ским об­щест­вом.
Се­год­ня в хра­ме за бо­гос­лу­жени­ем бы­ла про­чита­на еван­гель­ская прит­ча о мы­таре и фа­рисее. Имен­но она ра­дикаль­но из­ме­нила от­но­шение к этим двум груп­пам лю­дей. В ре­лиги­оз­ном соз­на­нии свер­шился нас­то­ящий пе­рево­рот. Что же пос­лу­жило по­водом к то­му, что­бы пе­ревер­ну­лась эта пи­рами­да цен­ностей? Что­бы не­ког­да ува­жа­емые фа­рисеи вдруг ста­ли выг­ля­деть ре­лиги­оз­но не­сос­то­ятель­ны­ми, а мы­тарей ста­ли прос­лавлять и при­водить как при­мер для ре­лиги­оз­но­го под­ра­жания? 
Эта цен­ност­ная пи­рами­да пе­ревер­ну­лась пос­ле то­го, как свет Хрис­тов прос­ве­тил тай­ни­ки че­лове­чес­кой ду­ши. Хрис­тос Спа­ситель пе­ревел вни­мание от внеш­них дел и пос­тупков к ду­хов­ной сто­роне ве­щей, вскрыл пси­холо­гичес­кую глу­бину че­лове­чес­кой лич­ности. И ста­ло оче­вид­но, что все пра­вед­ные де­ла не име­ют в очах Бо­жи­их ни­како­го зна­чения и смыс­ла, ес­ли они унич­то­жа­ют­ся фа­рисей­ской гор­достью и над­менностью. А сми­рен­ная мо­лит­ва греш­но­го мы­таря, нап­ро­тив, прив­ле­ка­ет Бо­жест­вен­ную бла­годать. Бог же­ла­ет оби­тать в серд­це че­лове­ка, и де­ла пра­вед­ности, соп­ро­вож­да­ющиеся внут­ренней гор­ды­ней, Бо­гу не нуж­ны.
Прит­ча за­кан­чи­ва­ет­ся за­меча­тель­ны­ми сло­вами: «Вся­кий, воз­вы­ша­ющий сам се­бя, уни­жен бу­дет, а уни­жа­ющий се­бя воз­вы­сит­ся» (Лк. 18:14). Эту за­поведь нам всег­да не­об­хо­димо пом­нить, осо­бен­но в пе­ри­од Ве­лико­го Пос­та. Убо­им­ся «фа­рисе­ева вы­соког­ла­гола­ния», пос­та­ра­ем­ся, что­бы де­ла бла­гочес­тия, со­вер­ша­емые на­ми ра­ди люб­ви к Бо­гу, не бы­ли унич­то­жены на­шей гор­ды­ней, но в со­чета­нии со сми­рени­ем мы­таря прив­лекли бла­годать Бо­жию». Из про­пове­ди епис­ко­па Ген­на­дия.
Так­же в этот день, по окон­ча­нии бо­гос­лу­жения, вла­дыка Ген­на­дий со­вер­шил Та­инс­тво Вен­ча­ния над сту­ден­том третьего кур­са Ал­ма­тинс­кой пра­вос­лавной ду­хов­ной се­мина­рии Сер­до­бин­це­вым Ива­ном и Ежо­вой Ан­ной.

неделя о мытаре и фарисее  неделя о мытаре и фарисее  неделя о мытаре и фарисее  неделя о мытаре и фарисее  неделя о мытаре и фарисее

ДРУГИЕ НОВОСТИ