По традиции в канун православного Рождества Управляющий делами Православной Церкви Казахстана Епископ Каскеленский Геннадий любезно согласился ответить на вопросы zakon.кz.
— Ваше Преосвященство, есть ли какие-то особенности празднования этого события в этом году в Казахстане?
— Наверное, Рождество именно такой праздник, который каждый год повторяется и в то же время, он каждый раз новый и это неудивительно. Душа человека пластична, изменчива, мы никогда не стоим на месте в своем развитии — либо совершенствуемся, либо, к величайшему сожалению, деградируем. Поэтому событие прихода в мир Христа Спасителя всегда раскрывается перед нами по-разному.
Кто-то, встречая Рождество, возможно, вспоминает, какие светлые и радостные чувства владели им в детстве. Но прошли годы, душа огрубела в страстях, греховный груз лег на нее непосильной тяжестью, и ощущение радости праздника, увы, пропало.
А для того, кто живет полнокровной церковной жизнью, пребывает в напряжении духовных сил, в трезвении и молитве, исполняет заповедь Рождественского поста — для него праздничные дни наполнены особой радостью, ликованием. Христос Спаситель говорит: «Радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенной» (Ин. 15:11). Речь идет об особой радости, об особых благодатных переживаниях, источник которых – Сам Бог. Очень важно понять, что духовная радость, которую Христос дает испытать человеку, значительно сильнее, интенсивнее естественных физических или эмоциональных переживаний. Главное значение церковных праздников и состоит в возможности прикоснуться к этой Божественной радости настолько, насколько мы сами к этому подготовлены.
Встречая Рождество 2015 года, в православных приходах Казахстана мы делаем акцент на проведение детских и молодежных мероприятий, стараемся охватить учащихся всех приходских воскресных школ, чтобы они были заняты в рождественских елочных представлениях. Подлинная радость всегда побуждает человека щедро делиться ей с другими. Ее невозможно удержать в себе, как нельзя помешать бьющему из земли мощному водному источнику. Дети и подростки придут в дома престарелых, в детские дома уже не как представители церковных общин, а сами, по велению сердца. Мы стараемся пробудить творческий потенциал наших детишек: рождественские рисунки, поделки будут представлены на каждом приходе.
— Рождество – это праздник культуры славянского мира?
— Не только славянского. Вообще у Рождества в этом смысле нет аналогов, нет другого события в истории человечества, которое бы дало такой мощный культурный импульс. Рождество Христово предопределило великий нравственный прорыв, стремление человеческого духа к небесам. Рождество — культурообразующий праздник для всего человечества, его значение выходит далеко за конфессиональные рамки христианства.
Сегодня в нашем, так сказать, рождественском подарочном сундуке «Святая ночь» Шуберта, балет Чайковского «Щелкунчик», бесчисленное количество мелодий и песен на всех языках мира, включая особо дорогие нам украинские колядки. Там и циклы рассказов Диккенса и Гоголя, стихи Лонгфелло и Пастернака; украшения и ярмарки немецких «адвентов», традиции русских святок и рождественских елок, которые в советское время органически перетекли во встречу Нового года и многое-многое другое.
Я был удивлен, когда, знакомясь с творчеством поэта Иосифа Бродского, человека, который не был христианином, вдруг обнаружил, что практически каждый год к Рождеству он писал особое стихотворение. Познавая все эти наследия, невольно приходишь к выводу, что любой школьник должен иметь некоторые культурологические представления о смысле праздника, иначе огромный пласт мирового творческого наследия останется для него неясным.
— Так в чем все-таки смысл праздника Рождества?
— Отмечая Рождество Христово, мы празднуем приход на землю Самого Бога, Его «вочеловечение» и в этом Евангелие не оставляет нам сомнений. Прочитайте первые строчки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через него начало быть, и без Него ничто не начало быть…» ( Ин 1: 1-3). А чуть ниже: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1: 14). Мы видим, что в Божественном Слове (греч. Λόγος) заключена вся полнота Божественной природы («Слово было Бог»). Но мы видим также, что Божественное Слово восприняло в Себя и всю полноту человеческой природы, все телесное бытие, плоть (греч. σαρξ). Евангелист Иоанн рассматривает принятие плоти как синоним реального вочеловечивания.
Подобные свидетельства о Божестве Иисуса Христа рассыпаны по всем книгам Нового Завета. При этом, в Новом Завете содержатся свидетельства и о человеческой природе Иисуса Христа. Как человек он был искушаем диаволом, пережил страдания, смерть. Читая Новый Завет, мы часто делаем акцент на свидетельствах о человечестве Христа. Но отменить свидетельства о Его Божестве невозможно! Поэтому для христиан нынешний праздник не просто воспоминание об одном из «дней рождения», а свидетельство о наступлении в мире новой эпохи — самого тесного единения человека с Богом. «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом», — вот главная мысль Рождества Христова.
— Вы упомянули про детские рождественские елочные постановки. Они очень похожи, в них неизменно присутствуют группы пастухов и волхвов, которые оказывают поклонение Младенцу. Что это означает?
— Точнее сказать, Богомладенцу. Христос пришел на землю для всех без исключения, но Он не нарушил человеческой свободы, и люди к нему отнеслись по-разному. Рожественские елки и рассказывают об отношении людей ко Христу.
Евангелие сообщает нам, что первыми, кто поклонился Родившемуся, были совсем простые люди – скромные пастухи, пасшие скот близ Вифлеема. Они удостоились явления ангелов и услышали торжественный небесный хор: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк 2: 8-14).
Спустя некоторое время, к яслям Родившегося пришли «волхвы» (Мф 2: 1-2), по всей видимости, вавилонские мудрецы, которые свою языческую мудрость сложили у колыбели Богочеловека. Волхвы отказались от пустых астрологических занятий и избрали путь служения Единому Истинному Солнцу Правды – Христу Спасителю.
Важно понимать, что волхвов в Вифлеем привел ангел, направлявший их, следовавший перед ними, и не совсем не небесное тело указало волхвам путь к Вифлеему.
— То есть христианство отрицает принципы языческой астрологии?
— Отрицает и отрицает радикально, ведь – вдумайтесь — каждый верующий в молитвах и церковных таинствах имеет непосредственное общение с самим Богом. От Бога мы получили заповеди, регулирующие нравственную жизнь. Бог – единственный хозяин судьбы человека, без Его воли ни один волос не упадет с нашей головы (Мф 10:29-30). Причем здесь небесные тела, планеты и звезды? Высчитывать благоприятные и неблагоприятные дни по знакам зодиака, составлять гороскопы — смехотворное занятие, достойное маленьких детей, но отнюдь не разумных, взрослых мужчин и женщин.
Так вот, рассказывая о пастухах и волхвах, Евангелие раскрывает перед нами два пути религиозного познания: можно прийти к Богу в простоте сердца, имея чистую совесть и непредвзятое мышление. А можно убедиться в истине христианства, руководствуясь высокой человеческой мудростью, знаниями о мире, о его мудром устройстве, о его законах; об удивительной гармонии, совершенстве, целесообразности в природе.
Но была еще одна группа людей, свидетелей Рождества, которые объявили войну появившемуся на свет Богомладенцу. Это царь Ирод и его прислужники. На примере Ирода мы видим, как человеческая гордыня и властолюбие вступают в противоречие с Божиим замыслом о мире. Ведь всякий человек должен смириться перед Богом, а многим этого не хочется. Ирод, почуяв исходящую из Вифлеема угрозу и опасаясь умаления своей власти, велел убить в окрестностях этого небольшого городка младенцев мужского пола (Мф 2:16).
— Понятно, Рождество необходимо чтить, но нужно ли Рождество защищать?
— Безусловно, нужно защищать, но защищать не военными и насильственными средствами — истинная религия не терпит насилия — а нужно защищать празднование Рождества в духе Рождества, то есть проповедуя Божий мир и любовь, явленные в этот день людям. Об этом хорошо сказано у Иосифа Бродского:
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства —
основной механизм Рождества.
— Если человек впервые в жизни решит отметить православное Рождество, то как он должен поступить, с чего начать? Можно ли прийти в храм в день праздника, если он к этому вообще не готовился?
— Конечно, по Уставу Православной Церкви Рождество предваряется длительным постом, который начинается 27 ноября. Хотя пост и не такой строгий, как Великий (кроме среды и пятницы разрешается вкушение рыбы), но его соблюдение требует большого духовного труда. Однако, в самый день праздника двери храмов открыты для всех. В большинстве храмов Божественная Литургия совершается в полночь и в 9 часов утра. Причащаться Тела и Крови Христовых рекомендуется только тем, кто старался придерживаться поста и был на исповеди у священника. Но каждый может придти в храм, зажечь свечу перед образом Родившегося в Вифлееме Спасителя, помолиться своими словами о даровании Богом ему, семье, знакомым милости в наступившем Новом году.
Христос пришел на землю для всех без исключения: для тех, кто в Него верит и не верит, для тех, кто Ему служит и для тех, кто Ему противится. Бог не мстит человеку, не держит на человека обиды, не взирает на лица, не делает различий по социальному, национальному и иным признакам. Он объемлет Своей любовью всех, как солнце, которому повелевает «восходить над злыми и добрыми» ( Мф. 5: 45). Бог есть Бог мира и любви.
— О чем можно просить Бога в рождественские дни?
— Обо всем хорошем, благом, но особенно уместно просить о даровании мира странам и народам, об умирении на земле вражды, об искоренении всякой злобы. В эти дни мы особо будем молиться о прекращении разделения и ненависти на братской Украине. Православная Церковь неизменно стремится вносить дух примирения в любые гражданские конфликты. В Церкви всегда найдется место людям с различными идеологическими взглядами, представителям партий, часто занимающим диаметрально противоположные позиции. Как заботливая мать, Церковь обнимает всех.
В этой связи я люблю приводить цитату из романа писателя Василия Белова «Кануны». В ней речь идет о вологодской крестьянке, потерявшей в гражданской войне двух сыновей: «Сынки ее воевали, один в «белых», другой в «красных». Вот только, который в каких, она всегда путала, впрочем, было это ей все равно, и тужила она только о том, что лежат они в чужой стороне». Таким должно быть и отношение Церкви к своей пастве.
Пусть Господь благословит всех читателей портала Zakon.kz миром и благоденствием.
— Ваше Преосвященство, благодарим вас за интервью и поздравляем всех православных в Казахстане с Рождеством Христовым.
Беседовала Торгын Нурсеитова.
Материал портала zakon.kz