Всечестные отцы, дорогие братия и сестры!
Наступают спасительные дни Рождественского поста, вновь нам даруется благодатная возможность через подвиги воздержания и молитвы подготовиться к празднику мира и Божией любви – Рождеству Христову.
В первый день поста в храмах читается отрывок из послания апостола Павла к Солунянам, в котором есть следующие слова: «Ибо все вы – сыны света и сыны дня… Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1Фес. 5:5,6). Господь Иисус Христос – истинное Солнце правды (Мал. 4:2) и Свет истинный (Ин. 1:9), а нас с вами, верующих в Него, первоверховный апостол именует сынами света, указывая на высокое призвание – являть ближним и дальним через свою жизнь, через слова и поступки нетленную красоту горнего мира, свидетельствовать своими добродетелями о величии и славе Божественного Царства. Сном в этих стихах Писания обозначается состояние греховного забвения, когда человек перестает помнить о подлинном смысле своего земного бытия, о спасении души, о Боге и вечности. Но бывает и такое явление в духовной жизни, когда само памятование о возвышенных евангельских истинах вроде бы и имеется, но сердце и разум остаются холодны и бездейственны. Святые отцы назвали этот недуг души – «окамененное нечувствие». Преподобный Иоанн Лествичник называет причину этого тягостного состояния – «омертвение чувства от долговременного недуга и нерадения». Легкомысленное отношение к своему спасению, нежелание бороться с греховными привычками и наклонностями, пренебрежение к молитве и чтению священных книг, уклонение от посещения храма, от участия в Исповеди и Причащении святых Христовых Таин, рано или поздно приводят людей в состояние духовного омертвения. Находящийся в окамененном нечувствии человек продолжает бездействовать, вести привычный образ жизни и, как говорит тот же святой отец, постоянно «жалуется на свою болезнь, и при этом не отстает от вредного для себя; кричит: худо я поступаю, и усердно продолжает делать злое». Святая Церковь ежедневно через слова Евангелия, через тексты молитв и поучения праведников предупреждает нас об этой опасности и призывает к духовному бодрствованию. Но порой нам необходима дополнительная побуждающая причина, стимул, новая точка отсчета в жизни. Вот таким священным рубежом и становятся дни Рождественского поста, наполненные светлым ожиданием великого праздника, возвещающие пришествие Спасителя мира. Каждый день, приближающий торжество Христова Рождества, особым образом пробуждает верующего от греховного забытья, сообщает благодатную бодрость душевной и физической природе, подвигает возносить славословия Творцу за временные и вечные блага. Постараемся во время Рождественского поста воспитать и укрепить в самих себе чувство благодарности Господу и Спасителю, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас (Гал. 2:20).
Мы именуем Рождество Спасителя – праздником мира, поэтому постараемся изгнать из своей жизни всякую злобу, раздражительность и гнев. Примирившись с ближними и со своей совестью, мы становимся способными воспринимать обилие благодатных даров Божиих, открываем для себя возможности возрастать духовно от силы в силу. Преподобный Серафим Саровский советует: «Для сохранения мира душевного всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный». Другой великий святой, преподобный Силуан Афонский, указывает еще одно средство к стяжанию душевного мира: «Не может душа иметь мира, если не будет всеми силами просить у Господа дара любить всех людей».
Пришествие в мир Христа Жизнодавца мы называем торжеством Божией любви. Родившийся в Вифлееме Богомладенец ждет от нас как самого большого дара – милосердия, сострадания, деятельной любви к своим и чужим, к друзьям и недругам. Подлинное общение с Богом, единение с Ним возможно лишь через стяжание этой главной добродетели. «Когда внутри тебя – милость, тогда изображается в тебе святая красота, которой ты уподобляешься Богу», – учит нас преподобный Исаак Сирин. Бескорыстно и искренне любить, и не только близких и родных, но и чужих людей, и уж тем более неприятелей, весьма тяжелый, а порой и неподъемный для большинства людей труд. Слыша эту и подобные ей евангельские заповеди, апостолы задали Христу вопрос: «Кто же может спастись?» (Мк. 10:26). К ним и ко всем нам Он обращается с таким ответом: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10:27). В этих словах Спасителя слышим мы утешение и ободрение, потому что Сам Творец Неба и земли, всемогущий и всесильный Господь, указывает нам не только путь к спасению, но и щедро подает к этому благодатные средства, заключающиеся в церковных таинствах. Стержнем духовной жизни является участие верующих в Божественной Литургии. По свидетельству преподобного Симеона Нового Богослова: «В Евхаристии мы причащаемся Жизни Вечной, получаем крепость от Божественной силы для жительства по закону Евангелия и совершения Божией воли». Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих советах настаивает на необходимости постоянного обновления духовной жизни через Евхаристию: «Ты усыновлен Богу таинством святого Крещения, ты вступил в теснейшее единение с Богом таинством святого Причащения: поддерживай усыновление, поддерживай единение». Приступать к Чаше Христовой необходимо со смиренным расположением души, с осознанием своей греховности, как некогда обращался к Спасителю римский сотник в Капернауме: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Луки 7:6). Но при этом всем сердцем надо твердо верить, что одного лишь слова Христова достаточно для полного исцеления души и исправления жизни.
Пусть предстательством Пресвятой Богородицы, послужившей Тайне пришествия в мир Христа Жизнодавца, и заступлением новомучеников и исповедников Казахстанских Господь дарует всем нам с пользой для бессмертной души совершить Рождественский пост. Будем «постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2).
Глава Митрополичьего округа
Русской Православной Церкви в Республике Казахстан
Митрополит Астанайский и Казахстанский