Всякий, кто проследит за движением преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского, чудотворца с запада на северо-восток, получит наглядное представление о географическом направлении развития русского мира, об освоении тех пространств, которые со временем составят ядро русской цивилизации. Литовско-Белорусские земли, Московская Русь, Великий Новгород, Вологодский, Ярославский и Костромской край – все это единая и неделимая православная Святая Русь, исхоженная стопами подвижников, политая их потом, а , зачастую, и кровью.
Родился будущий угодник Божий, в крещении – Григорий, на территории нынешней Беларуси, в Могилеве, на рубеже XV и XVI веков. Могилев в те годы представлял собой мощную крепость Великого княжества Литовского, а в 1526 году получил статус города. Это был оборонительный и ремесленный центр в составе могущественного восточно-европейского государства, которое как раз в начале XVI века вступило в период острого кризиса, не сумев справиться со внешними вызовами.
Освободившись от монголо-татарского ига, Московская Русь смело повела борьбу за наследство Руси Киевской, обратив свой взор, прежде всего, на земли, в недавнем прошлом захваченные Литвой. Многие владетельные литовские князья быстро и правильно сориентировались в изменении внешнеполитической конъюнктуры и перешли на службу Великому князю Московскому Ивану III (+ 1505 г.), присоединив к Московии как свои земли, так и своих подданных. Другие с такой политикой были не согласны и обратили свой взор на Запад, к Польше, ища у нее и папских прелатов заступничества в противостоянии московитам. Усилия последних приведут к заключению в 1569 г. Государственного союза, Люблинской унии, между Польской короной и Литвой, созданию Речи Посполитой.
В конце XV столетия наступил длительный период русско-литовских воин, которых насчитывается пять. Вторая из них, продолжавшаяся с 1500- по 1503 год, завершилась отторжением от Литвы одной трети всех земель. Главную роль тогда сыграли литовские князья: Симеон Бельский, Симеон Стародубский и Василий Новгород-Северский, перешедшие на сторону Москвы.
Наступательную политику отца продолжил Московский князь Василий III Иоаннович ( + 1533) . Он опирался на поддержку литовского князя Михаила Львовича Глинского, которому удалось поднять в Литве мятеж. Новая русско-литовская война не была для московитов такой же удачной, однако, 1 августа 1514 г. произошло знаменательное событие: русскими был взят Смоленск, причем в ходе осады Михаил Львович проявил себя с самой лучшей стороны. Племянница князя Михаила, Елена Глинская станет супругой Василия III и матерью Иоанна IV, Грозного.
Понятно, что родившийся в семье знатных и постоянно проживающих на территории литовской крепости бояр, отрок был обречен вступить в военную службу и со временем принять участие в бесконечных кровопролитных войнах. Кроме того, ему надлежало сделать выбор: на чьей стороне служить, за кого пролить свою кровь: остаться в Литве, испытывающей давление со стороны католических стран, или перейти на службу православному русскому князю. Но Григорий сделал радикальный выбор – он поступил на службу не земному, а Небесному Царю, предварительно, как праотец Авраам, оставив земное отечество.
Суровые времена требуют суровых характеров. Войны требуют растить воинов. В свете вышесказанного становится понятной раздраженная реакция родителей, которые высказывали недовольство по поводу, на их взгляд, излишней религиозности Григория, указывая ему на то, что в церкви надлежит бывать в свои дни, вместе со всей семьей. а остальное время следует проводить со своими «единовозрастными».
Понятно, чем занимались «единовозрастные» юноши. Сверстников его сословия с раннего детства готовили к военной службе. В великокняжеской грамоте Василия I, писанной ок. 1400 г, сказано: « А про войну, коли Аз сам Великий князь сяду на конь, тогда и… боярам и слугам…». [1] То есть любой боярин по первому призыву Великого князя должен был явиться на войну в сопровождении своих вооруженных слуг.
Григорию надлежало вместе с единовозрастными ему юношами посвятить себя, в первую очередь, физическим тренировкам и изучению боевых искусств. Но сердце его к этому не было расположено. Оно стремилось к подвигам духовным.
В силу сложившихся обстоятельств, Григорию мог уйти из родного дома и Отечества только тайным образом. Житие, написанное игуменом Спасо-Геннадиевского монастыря Алексием, сообщает: « … улучшив время, он покинул родителей в обличии нищего, отдав свои светлые одежды убогим, приняв же от них рубища…». [2] Первоначально путь его лежал в Москву. Да и куда мог еще направить свои стопы ничего не знающий и никому не известный боярский отпрыск из Литвы? Политически и духовно усиливающаяся Москва в то время постепенно становилась символом надежд всех православных.
В столице Руси он провел некоторое время, обходя храмы, молясь у святых чудотворцев. Здесь Григорий обрел и некоего богобоязненного молодого друга по имени Феодор. По всей видимости, в родном Могилеве Григорий не встретил ни одного родственного ему по духу сверстника. Иначе, они бы непременно отправились путешествовать вместе. В столице такой человек нашелся. Православная жизнь в Москве была достаточно оживленной. Один из самых популярных тогда москвичей – уроженец села Елохова, святой Василий Блаженный ( + 1557), с 16 лет бродивший по столичным улицам, безумием мнимым обличая «безумие мира».
В 1515 г. окончился земной путь преподобного Иосифа Волоцкого (по происхождению, кстати, тоже литвина), создавшего целое монашеское направление подвижников, сочетавших духовные подвиги с активным социальным служением. В многих обителях руководствовались заветами преп. Иосифа: "Ступание имей кротко, глас умерен, слово благочинно, пищу и питие немятежно, потребне зри, потребне глаголи, будь в ответах сладок, не излишествуй беседою, да будет беседование твое в светле лице, да даст веселие беседующим тебе".[3] Внешнее благолепие обители, по мысли св. Иосифа, должно стать дисциплинирующим началом, средством приобретения иноческих добродетелей, а также воспитывать окружающих и власть имущих.
Активная общественная позиция, занимаемая св. Иосифом, стяжала ему авторитет и поддержку в лице великокняжеской светской власти. Попытка новгородского архиепископа Серапиона наложить в 1509 г. каноническое прещение на преподобного Иосифа, стремящегося выйти из его подчинения, вызвало гнев Василия III. Дело закончилось заключением владыки Серапиона в темницу. Остаток жизни этот новгородский святитель доживал на покое в Троице-Сергиевой Лавре, приняв великую схиму.
Но в Москве молодые люди, искавшие аскетического жительства, оставаться не пожелали. Им претила столичная суета. Их взоры обратились к северным, новгородским пределам. Очевидно, что влияние на юношей оказал и другой идеал монашеской жизни, ярко выраженной в подвиге оппонента преподобного Иосифа, святого Нила Сорского ( + 1508 г.), лидера движения «нестяжателей». Школа преподобного Нила во главу угла ставила внутреннее делание – они являлись продолжателями традиции афонских исихастов и всеми силами стремились сохранить свою духовную независимость от мира, удалялись от всяческих монастырских стяжаний.
«А когда пребывали в мире сем, не разумели злосмрадия его, но тщетно стремились стяжать украшения и покой телесный, пытаясь найти способы стяжания прибытков мiра сего. И хотя все это они получили, но будущим и нескончаемым блаженством пренебрегли. Что можно сказать о людях сих? "В целом свете нет безумнее их", [4]— наставляет преподобный Нил учеников, стремясь отвратить их от всяких мирских привязанностей.
Сам преподобный Нил прошел школу монашеского воспитания в Кирилло-Белозерской обители, причем жил там, по всей видимости, в одно время с преподобным Корнилием Комельским ( +1537) – святым подвижником, которому через некоторое время Бог вручит послушника Григория.
Но поначалу путь двух друзей лежал на берег Ладожского озера, где в расцвете своих духовных дарований доживал земной век выдающийся подвижник севера, преподобный Александр Свирский ( + 1833).
Разбирая жизнеописания русских святых, преподобных, духовно осваивавших бескрайние лесные просторы Северной Фиваиды, поражаешься, как подчас тесно и замысловато переплетаются их судьбы. Поистине, русское монашество тех лет являло собой некую единую армию, выступало единым фронтом в борьбе с «мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесной» ( Еф. 6:12). Подобно ручейкам, растеклись по северо-восточной Руси монашеские тропы, но все они берут начало в Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского ( +1392) .
Вторым после Троицы по значению монастырем — рассадником иночествующих, стала обитель одного из непосредственных учеников и сотаинников преподобного Сергия, святого Кирилла Белозерского (+1427), в Вологодских пределах.
Воспитанником преподобного Кирилла был святой Савватий Соловецкий, в начале XV столетия ( до 1429 г.) подвизавшийся на Валааме. Здесь он «превзошел всех своей подвижнической жизнью» и получил благословение перебраться еще дальше — на Соловки.
Через полвека после Савватия на Валааме воссияет духовный светильник преподобного Александра Свирского. После семи лет пребывания в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в желании большего уединения Александр уйдет на материк, в леса на побережье реки Свирь. Но здесь ему будет суждено стать игуменом Свято-Троицкой обители и общепризнанным духовным старцем для всей Руси. Примечательно, что посвящение в сан пресвитера Александр примет от уже упоминавшегося архиепископа Новгородского Серапиона.
Григорий и Феодор застанут святого Александра на склоне лет его земной жизни. Господь уже прославил подвижника выдающимися духовными дарами. Прозорливость его была очевидной для всех. Его слушались.
Удивительно, но в свою обитель преподобный двух друзей не принял. Он не брал молодых иноков. Но судьбу их определил: Григория отправил в монастырь преподобного Корнилия Комельского. А к Феодору обратился со словами: «Ты, чадо, будешь водить зверя белоголового». В чем смысл этих слов? Представляется, что искать ответ нужно в поэтических народных представлениях и поверьях. Разгадку могут подсказать древнерусские сонники. В них можно прочитать: «Видеть во сне белого зверя — означает встречу с друзьями, дружественную или любовную связь».
Понятно, что преподобный Александр прозрел устроение души Феодора, его склонность к семейной жизни и образно выразился об этом, что через некоторое время и сбылось. Благодаря житию преподобного Геннадия мы получаем представление о живой, образной речи старца Александра Свирского.
Друзья отправились в Вологодские пределы к старцу Корнилию. Святой Корнилий был одним из подвижников знаменитого Комельского леса. Глухая лесная чаща распространялась на пространства к северу-востоку от Ярославля. В 1497 г. недалеко от Вологды он построил скромную хижину, положившую начало новой обители. В 1501 г. подвижник воздвигает деревянную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы а сам становится иеромонахом.
Нам не известно документально, встречались ли при жизни Корнилий и Александр. Но такая встреча, по всей видимости, была. Ведь свирский старец мог направить молодых людей только к такому человеку, которого очень хорошо знал. Местом знакомства Александра и Корнилия мог стать Великий Новгород – где неоднократно и подолгу бывали оба святых угодника.
Григорий и Феодор приходят в Корнилиеву пустынь вместе, но Феодор вскоре возвращается в столицу, где создает семью. Его друг принимает постриг с именем Геннадий.
Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что в юности, в период своего жительства в Кирилло-Белозерской обители, Корнилий имел своим духовным наставником и старцем подвижника по имени Геннадий. Круг жизни и подвижничества словно бы замкнулся. Самого близкого и способного к духовной жизни ученика, подвижник Комельского леса тоже нарекает именем Геннадий, в память о своем старце. Этот постриг свидетельствует о преемственности передачи духовных дарований от старца к послушнику, наследующему его благодать.
Корнилий Комельский написал для братии своей обители Устав. Примечательно, что в нем мы найдем влияние двух ранее существовавших уставов: преп. Иосифа Волоцкого и преп. Нила Сорского. Литературовед Н. В. Понырко пишет: « Из устава Нила Сорского… он (Корнилий) взял все пространное вступление и вписал его в свое предисловие, продолжив его рассуждениями об ответственности настоятеля за судьбы иноков,… а конкретные предписания относительно общежительного уклада он заимствовал из устава Иосифа…»[5]
Наиболее мудрые современники прекрасно понимали, что обе монашеские школы отражают единое стремление служить Богу и Церкви и имеют равное право на существование. Протоиерей Григорий Фроловский в XX столетии лаконично назовет их «две правды». Заветы Корнилия позже воплотит в своей Спасо-Преображенской обители и св. Геннадий. И при всем желании невозможно будет охарактеризовать Геннадиеву пустынь как монастырь однозначно «иосифлянского направления» Это будет обитель, в которой равно чтились имена и подвиг преподобных Иосифа и Нила, а также: Сергия, Кирилла, Александра, Корнилия и многих других…
Спасо-Преображенский Геннадиевский монастырь, или, как его называют в источниках, «Дом Преображения Спасова и чудотворца Сергия», ныне возрожденный для монашеской жизни, находится в 25 км от городка Любим Ярославской области и в 3 км от слияния рек Костромы и Обноры, на берегу Сурского озера. Примечательно, что первое столетие своего существования обитель часто именовали «Новой Корнилиевой пустынью».
Ее основание связано с весьма показательной историей. Некая «брань» произошла в Корнилиевской обители. Братия вознегодовала и возроптала на преподобного Геннадия, «за многочисленные его подвизания», а вслед за этим и на самого игумена Корнилия. В таких обстоятельствах, не желая вступать в затяжную борьбу с иноками, старец и послушник удалились вместе на Сурское озеро, «в шестидесяти поприщах». Такова версия жития преподобного Геннадия. Автор жития преподобного Корнилия, игумен Нафанаил, излагает иную версию: конфликта не было, игумен с послушником просто решили выйти из монастыря, чтобы «наедине безмолствовать». Думается, интерпретация Нафанаила неправдоподобна и продиктована исключительно намерением защитить доброе имя своей обители. Ведь для того, чтобы безмолствовать, не нужно уходить почти за сотню верст…
Между прочим, житийное упоминание о «шестидесяти поприщах» позволяет нам точно вычислить длину «одного поприща». В древнерусской литературе эта мера расстояния подразумевает различные значения. Иногда под «поприщем» понимают длину однодневного пешего перехода. По современной карте определяем, что расстояние между местечком Корнильево Грязовецкого района Вологодской области и деревней Слобода Любимского района Ярославской области напрямую составляет ровно 80 км. Итак, «поприще» в житийной литературе XVI века составляет километр и одна треть.
Примечательный случай ухода двух игумена с учеником из основанной им обители свидетельствует и о крайней строгости общежительного устава Корнилиевого монастыря. Поистине, «молиться – кровь проливать», — как гласит старинная иноческая максима. Не все, далеко не все могли исполнить устав в полной мере. По сути, монашеское житие – это та же военная служба. Только если у воинов царя земного бывают дни отдохновения, инок призван подвизаться ежедневно и еженощно. А малейшее духовное расслабление инока приводит к печальным последствиям – падениям и грехам. Поэтому можно смело утверждать, что, происходя из сословия воинственных литовских бояр, святой Геннадий всю жизнь оставался «истинным воином Христа Бога».
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, какое живое участие принял в судьбе Введенского Корнилиевого монастыря Василий III. Паломничая вместе со своей молодой супругой Еленой Глинской к святыням северо-востока и молясь «о чадородии», Великий князь удивляется отсутствию игумена в обители и принимает меры к тому, чтобы немедленно возвратить его на место. Время паломничества точно зафиксировано, и благодаря этому обстоятельству мы можем утверждать, что Геннадиевская обитель была основана не позднее 1528 года.
Уже в 1531 г. Корнилий вновь у себя в монастыре. Геннадий же остается по благословению своего старца и с соизволения Великого князя на Сурском озере. Он был еще достаточно молод. Вряд ли ему тогда исполнилось и 30 лет
Однако, современная исследовательница Мария Рутман полагает, что «После возвращения Корнилия в Комельский монастырь, вплоть до его кончины, она (Геннадиевская обитель) скорее всего, оставалась в запустении»[6]. Рутман, ссылаясь на Нафанаиловское житие Корнилия, упоминающее, что ученик был со своим старцем во время его последней болезни, утверждает, что Геннадий вернулся на озеро лишь в 1537 г.
Наш замечательный современный краевед, преподаватель Костромской духовной семинарии, автор цикла статей в новой Православной энциклопедии, Н. А. Зонтиков, принимает версию жития св. Геннадия. Я соглашусь с ним. Невозможно представить, чтобы преп. Корнилий, положивший несколько лет на устроение новой пустыни, не позаботился о ней, и оставил ее прозябать в запустении. Наверняка, он сам и исходатайствовал у Великого князя разрешение на устроение «Дома Спаса Преображения». Но и Нафанаил не ошибается: святой Геннадий мог прибыть к любимому учителю по первому зову, едва узнав о постигшей его болезни и стать свидетелем кончины преподобного Корнилия.
Испрашивая благословение на устроение новой обители, Корнилий наверняка рассказал, а может быть даже и представил семье Московского государя земляка Елены Глинской – ее строителя, своего постриженника и любимого ученика, Геннадия. Кроме того, не будем забывать, по какому поводу Василий III предпринял паломничество: в августе 1830 г. Елена родила будущего Иоанна Грозного. Семья Великого князя должна была быть благодарна представителям всех обителей, в которых молилась во время того памятного паломничества. В период с 1533 до самой смерти в 1538 г она была полновластной правительницей Московской Руси, проведя, между прочим, знаменитую денежную реформу. Но нам ничего неизвестно о покровительстве Елены Глинской Преображенской обители.
Напрягая все свои силы, Московская Русь стремилась выйти из состояния вековой отсталости, в которое она была ввергнута нашествием варварских полчищ монголо-татар в XIII столетии, и завоевать себе место под солнцем среди европейских народов. Не будем забывать, что Великий князь Московский Василий III Иоаннович был сыном Софии Палеолог, принадлежащей к византийской императорской династии. Русь постепенно осознавала себя преемницей православной Ромейской империи. В 1523 г. старец Псковского Елеазаровсккого монастыря Филофей формулирует свою знаменитую формулу: «Вся христианская царства … снидошася во едино царство нашего государя… Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
А противостоять приходилось врагам, нападающим со всех сторон. О военных действиях на Западе Руси мы уже сказали. Глухой Комельский лес под Вологдой. Казалось бы, — глубокий безопасный тыл. Ничего подобного! Зимой 1536-37 года страшное нашествие казанских татар вынудило преподобного Корнилия оставить обитель . Основное войско хана Сафа-Гирея тогда напало на Муром, другой отряд прошелся по вологодчине. Эти испытания окончательно подкосили старца, уже страдавшего предсмертной болезнью, и в мае 1537 г. он умер.
Судьбы преподобных подвижников в то время тесно переплетались с судьбами князей, бояр – патриотов родины. Общие внутри- и внешнеполитические задачи сближали, объединяли различные сословия. Стараниями святого Иосифа и его последователей на государственную власть в лице Великого князя христианское общество возлагало ответственность не только за контроль за соблюдением в стране уголовного законодательства, но и за соблюдением подданными Заповедей Божиих. Правовая и духовно-нравственная сфера не разделяются. Иерархи и священнослужители благословляют все военные начинания государя, а государь печется о чистоте веры и устроении обителей и храмов.
Уже достигнув зрелого возраста, став признанным духовным вождем и старцем, преподобный Геннадий принимает активное участие в общественной жизни. В соответствии с наставлениями преп. Иосифа, он сумел расположить к обители сердца потенциальных благотворителей — бояр Романа Юрьевича и Юлианы Феодоровны Захарьиных. «Ты лоза прекрасная и ветвь плодовитая, будешь нам государыней», — обратился он однажды к их дочери, Анастасии. Пророчество сбылось. Иоанн IV Грозный взял в жены эту девицу, духовную дочь преподобного Геннадия. Никоновская летопись под 1549 г. содержит ценное свидетельство о крещении дочери царя, младенца Анны. Оно происходило в Московском Новодевичьем монастыре. «…а царевну Анну крестил в теплой церкви игумен Троецкои Сергиева монастыря Серапион. А кумове были старец Андреян Ондроновы пустыни да старец Генадеи Сараиские пустыни…» [7] Исследователи отождествляют упомянутого старца с преподобным Геннадием Костромским. Отметим, что преподобный Андриан, в миру Андрей Завалишин, это тот самый боярин, который, охотясь, случайно обнаружил уединенную келью преп. Александра Свирского и потом стал его учеником. Вот так спустя много лет сошлись пути двух иноков, которым свирский подвижник открыл пусть к святости.
Отныне сам Иоанн IV Васильевич, Грозный становится главным благотворителем обители. Несколькими грамотами он ограждает монастырь от различных судебных притязаний, а в 1550 году навечно дарует Дому Спаса Преображения несколько деревень и само Сурское озеро.
Исполнив труд первоначального духовного и материального устроения монастыря, продиктовав ученикам исполненное твердой веры в будущее обители и трогательной заботы о братьях завещание, преподобный Геннадий окончил свой жизненный путь 23 января 1565 г.
«Говорю вам, духовные мои братья и спостники: для меня день уже при вечере и секира при корени, ибо отхожу уже к судилищу Христову. Ради святой Господней заповеди, не забывайте меня, когда будете молиться, но, видя мой гроб, вспоминайте мою любовь и молитесь Христу, чтобы Он вселил дух мой с праведными».
Сегодня, отмечая 450-летие со дня преставления удивительного святого, преподобного Геннадия, Костромского и Ярославского чудотворца, воплотившего в себе лучшие черты духовных подвижников Русской Церкви, мы проверяем себя на верность его заветам и своими трудами стремимся возродить былое достоинство русского монашества.
[1] Беляев И. Д. Лекции по истории русского законодательства. http://sci-book.com/istoriya-gosudarstva/obschestvennoe-znachenie-duhovenstva-79684.html
[2] Рутман М. Д. Любимский Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. –Яр., 2010.-С. 10.
[3] Федотов Г. П. Святые Древней Руси. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/fedotov/saints/16.html
[4] Первое послание преподобного Нила Сорского. http://old-ru.ru/07-6.html
[5] Н. В. Понырко. Словарь книжников и книжности Древней Руси. http://enc-dic.com/rusbooks/Kornili-komelski-187.html
[6] Рутман М. Д. Цит. Соч., С. 61
[7] ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460