Совсем недавно был принят закон о религиозной деятельности, однако споры относительно отдельных норм документа не утихают до сих пор. Ведь, как это обычно и бывает, на местах законы трактуют по-своему. Конкретные примеры, а также свое мнение о законе агентству "Интерфакс-Казахстан" привел управляющий делами Синода Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий.
— Ваше Преосвященство, в интернете получило распространение открытое письмо клирика епархии, священника Владимира Завадича, руководству Алматинского городского дома-интерната для инвалидов и психохроников, в котором описывается происшествие, связанное с закрытием там православной молитвенной комнаты…
— Не будет преувеличением сказать, что все в епархии буквально поражены этим происшествием. Алматинский городской дом-интернат был создан в 1964 году, и его существование свидетельствует о благородных усилиях, предпринимаемых городскими властями в области социальной политики. Пятнадцать лет там открыта небольшая комната, в которой вместе с больными молятся священники, регулярно и бескорыстно посещая это учреждение.
Невозможно понять логику и состояние души тех чиновников, которые новый закон о религиозной деятельности, призванный положить преграду экстремизму и терроризму и свидетельствующий об исторической роли православного христианства, могут интерпретировать таким образом, чтобы лишать последнего утешения несчастных людей, находящихся по состоянию здоровья в отчаянном, бедственном положении.
Если так дело пойдет дальше — то священнослужителей попросят удалиться из дома престарелых? Из хосписа? Это уже не просто проявление странного подхода. Это бесчеловечно! Закон ни слова не говорит о закрытии молельных комнат!
— Что касается упомянутого нового закона, то Вы уже не раз одобрительно высказывались в СМИ по поводу этого документа, упоминая, в частности, о 7-ой статье…
— Православные всегда были и остаются законопослушными гражданами своего Отечества. Понятна обеспокоенность властей ростом радикальных движений. Мы — союзники власти в борьбе с общественным злом, оказывая помощь средствами проповеди и просвещения.
Повторюсь, что ради безопасности и здоровья своих детей есть готовность поступиться частью своих свобод. Поэтому мы согласны на усложнение порядка регистрации религиозных объединений, на ограничение миссионерской деятельности, в том числе в школах, вузах и армейских частях.
Но в данном случае речь идет совсем о другом. Речь не идет о церкви как общественной организации, о ее преференциях, правах, выгодах. Речь идет о проявлении жестокого и бессердечного отношения к конкретным людям, нашим гражданам, которые остро нуждаются в моральной поддержке и духовной помощи.
После того, как человечество пережило коммунистический ГУЛАГ и фашистскую тоталитарную чуму, оно изменилось, в значительной степени гуманизировались нравы эпохи. Убежден, что в XXI веке подобные примеры бездушия немыслимы для цивилизованной страны.
Совершенно очевидно, что священник должен находиться при больных и умирающих людях, это общепринятая международная норма. Если пастырь совершает таинство покаяния, соборования и причащения над человеком в период терминальной болезни — то для этого должны быть созданы хотя бы минимальные условия: покой, благоговейная обстановка, присутствие иконописных изображений, что и имеет место в небольших молитвенных комнатах, которых насчитывается порядка 70 во всем Казахстане.
Седьмая статья закона обязывает администрацию больниц и тюрем предоставлять соответствующие условия для совершения священниками церковных таинств и обрядов!
По благословению главы Православной Церкви Казахстана митрополита Астанайского и Казахстанского Александра я принимал участие в подготовке законопроекта. Выступал в мажилисе, в Общественной палате — и везде получал заверения, что нуждающиеся в социальной опеке люди не будут лишены духовной помощи священнослужителей.
Очень странно видеть происходящее. Надеюсь, что случившееся в Алматинском доме-интернате — всего лишь печальное недоразумение, которое будет скоро исправлено.
— Предпринимались ли какие-нибудь попытки повлиять на ситуацию в период разработки законопроекта со стороны высшего руководства Православной Церкви Казахстана?
— Безусловно. На заседании Синода Митрополичьего округа 24 сентября 2011 года этот вопрос отдельно рассматривался и всесторонне обсуждался. Итогом стало письмо на имя президента Нурсултана Назарбаева с просьбой сохранить действующие храмы и молитвенные комнаты в социальных учреждениях. Обращение подписали митрополит Александр и епархиальные архиереи Казахстанской Митрополии. Думаю, что сегодня уместно это письмо опубликовать.
Древний восточный мудрец сказал: "Чтобы выгнуть, надо перегнуть". Убежден, что государство и общество в нашем Отечестве находятся на верном пути. В сложном и деликатном деле регулирования отношений государства с религиозными организациями давно пора навести порядок.
Уже в 90-х было понятно, что религиозная жизнь человечества очень сложна. Процессы в духовной жизни весьма противоречивы. В духовных поисках легко потерпеть катастрофу и увлечь на погибельную стезю других.
И сегодня нужно приложить максимум усилий для того, чтобы в процессе формирования государством адекватной модели взаимодействия с религиозными общинами незащищенные люди не страдали от перегибов и неразумных поступков чиновников.
— Спасибо за интервью!
Информационное агентство "Интерфакс-Казахстан"