Все в мире зависит от Единого Бога, но святые праведные люди имеют силу испрашивать у Бога милости и дары.
Казахстан посещает чудотворная святыня, Казанская икона Пресвятой Богородицы, главная святыня столицы Татарстана. Мы попросили более подробно рассказать об этом событии Епископа Каскеленского Геннадия,
сообщает Zakon.kz.
— Многоуважаемый Епископ, Казахстан посещает чудотворная святыня, Казанская икона Пресвятой Богородицы. Расскажите, пожалуйста, об этом мероприятии боле подробно?
— Действительно, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Казахстан посещает чудотворная святыня, Казанская икона Пресвятой Богородицы, главная святыня столицы Татарстана. В субботу, 14 мая, в 20-00 запланирована встреча образа в Серафимо-Иверском монастыре города Алма-Аты. Здесь икона будет пребывать 15 мая, а также в период 18-21 мая. Чудотворный образ посетит также ряд других регионов нашей страны. С программой паломничества иконы Богородицы можно будет прочитать на официальном сайте Митрополичьего Округа: mitropolia.kz
— Почему христиане почитают святые иконы?
— Прежде чем рассказать о почитании в христианстве святых икон, следует сказать и о почитании святых людей, подвижников, угодников Божиих. Это почитание основано на Священном Писании, Предании и двухтысячелетнем опыте Церкви. Всем христианам заповедано непрестанно друг за друга молиться. В Псалтири пророка Давида неоднократно отмечается, что Бог слышит праведника. В Послании святого апостола Иакова сказано: «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16).
Конечно, все в мире зависит от Единого Бога, но святые праведные люди имеют силу испрашивать у Бога милости и дары. Вспомним, что Сам Божественный Учитель, Иисус Христос, совершил Свое первое чудо в Кане Галилейской по просьбе Своей Матери. Оно описано во второй главе Евангелия от Иоанна. Это взаимное общение христиан сохраняется и после смерти. Святые продолжают ходатайствовать за нас перед Богом на небесах. И главная Ходатаица и Предстательница за нас – Сама Пресвятая Богородица. Христиане всегда ощущали Ее помощь. И с благодарностью и надеждой создавали Ее изображения.
Существует предание, что уже апостол Лука писал иконы Божией Матери на досках. В старейших римских катакомбах Присциллы недавно было открыто древнейшее из известных науке настенных изображений Божией Матери – это II век.
— Можно ли отнести священные иконы, так сказать, к светской живописи?
— Любая священная икона не просто изображение и это важно понимать. Правила написания икон радикально отличаются от технологии светской живописи. Укажу только на одно обстоятельство: в иконописи линейная, тональная и воздушная перспективы используются с обратным знаком. То есть, предметы, расположенные дальше, изображаются крупнее, ярче и четче. Благодаря этому приему икона помогает взирающему на нее человеку сосредоточиться в молитве. Икона как бы «входит» в человека, начинает «разговаривать» с ним. Икона – это окно в потусторонний, невидимый мир, где пребывает Бог и все святые. Икона открывает в нас духовное зрение, пробуждает нас от греховного сна, оказывает мощное воспитательное воздействие. Прекрасно сказал наш выдающийся ученый-энциклопедист священник Павел Флоренский; «Если есть Троица Рублева – следовательно, есть и Бог!»
Иконы сопровождают молитву христианина, без них невозможно представить богослужения. Некоторые иконы прославляет Сам Бог. Такие образы называются чудотворными. Многие из них получили свое название по имени города или селения, где Бог их прославил знамениями и чудесами. Литературные источники наполнены такими свидетельствами. Поэтому у каждой чудотворной иконы, как и у каждого святого человека, есть своя судьба, свое житие.
— А правда, что иконы иногда кровоточат и плачут?
— Да, иногда иконы действительно кровоточили, например, Иверская, и часто иконы плачут, источают благовонное миро. Я не раз был свидетелем абсолютно необъяснимых с научной точки зрения явлений – мироточений от Феодоровской, Монреальской, Семистрельной икон Божией Матери. Такие чудеса свидетельствуют о том, что Богородица невидимо, но реально присутствует рядом с нами и готова прийти на помощь людям, которые с покаянием и надеждой обращаются к Ней.
— Какие священные иконы наиболее известны?
— Русский мир почитает десятки, даже сотни икон, которые прославились в разных его концах. Наиболее известные — Владимирская икона, она находится в Никольском храме при Третьяковской галерее в Москве, Тихвинская — находится в одноименном монастыре недалеко от Санкт-Петербурга, Костромская Феодоровская икона. Это все древние святыни, привезенные из Византии вскоре после крещения Руси.
Но совершенно особое место в Русской Православной Церкви занимает почитание Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Первоявленный ее образ (оригинал) был обретен в Казани после страшного пожара, в земле, на пепелище, благочестивой девицей Матроной Онучиной 8 (21) июля 1579 года. По историческим меркам совсем недавно, но почитание ее многочисленных чудотворных списков (копий) необыкновенно распространилось уже в XVII столетии. Невозможно сосчитать, сколько построено монастырей, храмов и часовен в честь Казанской иконы — нынешний кафедральный собор Санкт-Петербурга гениального зодчего Воронихина, храм на Красной площади в Москве, знаменитая церковь в Серафимо-Дивеевском монастыре, Казанская Шамординская женская обитель в Калужской области… Можно бесконечно продолжать этот список.
Казанская икона много раз являлась знамением избавления народа и государства от бед и скорбей. Через нее Пресвятая Богородица являла Свою милость людям, прощая и милуя их. Именно с этой иконой исторические хроники связывают выход России из Великой Смуты в 1612 году, одоление шведских войск в Северной войне во времена императора Петра Великого. Она сопровождала войска в успешном противостоянии Наполеоновскому нашествию 1812 года. Перед ее многочисленными списками в разных городах и селах молились о победе в Великой Отечественной войне. Часто от Казанской иконы подаются исцеления от болезни глаз, от слепоты. Я знаю такие случаи.
Глубоко символичной явилась та страшная трагедия, которая произошла в Казани 29 июня 1904 года. Именно первоявленная Казанская икона первой приняла на себя страшный удар безбожной стихии, которая обрушилась на Русский мир в XX столетии. Через полгода разразится первая русская революция. А той июньской ночью икона была украдена из храма группой злодеев и пропала. Воров быстро нашли и изобличили. На основании показаний преступников, следствие установило, что чудотворную святыню разрубили и сожгли. В печке были найдены части оклада, украшений, бархатной одежды, которая одевалась на изображение, фрагменты мелового слоя, на который наносилась краска. Но, строго говоря, вещественных доказательств у следствия было недостаточно, чтобы окончательно доказать печальный факт гибели святыни. Поэтому, многие до сих пор верят, что первый и наиболее чтимый образ сохранен и еще будет явлен. Предпринимались попытки выдать за первоявленный образ другие, например, знаменитый Ватиканский, переданный в Казань папой Римским Иоанном Павлом II в 2004 году. Но элементарное сличение размеров (первый образ был 26,7 х 22,3 см) не позволяют отождествить эти две иконы.
Сегодня в Русском мире несколько особо почитаемых Казанских образа. К каждому из них неизменно выстраиваются очереди паломников. По Казахстану будет совершать икона – хранительница града Казани.
— Где ее постоянное место пребывания?
— Ее постоянное место пребывания — храм святых Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев на Арском кладбище столицы Татарстана. Это кладбище знаменито тем, что на нем похоронен гениальный математик Н. Лобачевский, создатель неевклидовой геометрии. Возможность помолиться у святыни будет у жителей Алматы, Астаны, Шымкента, Уральска, Караганды, Петропавловска и Кокшетау. Всегда будем помнить, что святыня требует благоговения, сосредоточенности.
— Как нужно прихожанам правильно обращаться к священной иконе?
— Нужно хорошо выучить наизусть специальную молитву, обращенную ко Пресвятой Богородицы, которую принято читать именно перед Казанской иконой: «Заступнице усердная…». Целовать икону следует в нижней ее части, не там, где написан Лик Божией Матери. И помните, что в общении со святыней лучше не просить исполнения своих конкретных пожеланий, а смиренно испросить благословение узнать и исполнить волю Божию.
Автор Торгын Нурсеитова