Дорогие братья и сестры, жители земли Казахстанской!
Для всех нас наступает особое время в церковном годичном круге, которое именуется Великим постом. Несомненно, каждый день православного христианина должен быть наполнен молитвой и добрыми делами, сопровождаться борьбой со страстями и стяжанием благодатных даров Святого Духа. Но, как сказано в известной притче Спасителя «о Сеятеле», «забота века сего» зачастую делает наши сердца невосприимчивыми к богообщению и черствыми по отношению к ближним или «приходит лукавый и похищает посеянное в сердце» Евангельское благовестие, и мы забываем о непреходящем и вечном (см. Мф. 13:3-23). Поэтому в преддверии Праздника праздников — светлого Воскресения Христова и установлен этот многодневный период усиленного духовного делания, состоящий из святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Сегодня, открывая перед нами спасительные врата поста, Церковь в своих песнопениях взывает: «Приспе время, духовных подвигов начало, на демоны победа, всеоружное воздержание, ангельское благолепие, к Богу дерзновение». Пост, который заповедан нам Сами Господом, имеет два крыла – воздержание в пище, умеренность во всем, что касается материальной жизни, и духовное делание, включающее борьбу с грехом и приобретение добродетелей. «Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от пищи, — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. — Для этого нужны еще и другие добродетели душевные: гнев надо подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге». О пользе такого поста для души и тела единодушно говорят святые отцы. «Видишь ли, что делает пост, — пишет святитель Афанасий Великий, — болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым». Совокупность постнических трудов, духовных и физических, направлена на подготовку души человеческой к встрече и теснейшему общению с Богом. Но наше единение с Господом невозможно без раскаяния в грехах, без внутренней, глубинной перемены образа мыслей, действий и слов в соответствии с Божественной истиной. Вот почему в начале Нового Завета, прежде всего мы слышим призыв: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17). Ученик преподобного Силуана Афонского архимандрит Софроний (Сахаров) в таких словах раскрывает внутреннюю сторону этого таинственного обновления кающихся: «Покаяние – бесценный дар человечеству. Покаяние есть чудо Божие, воссоздающее нас после падения. Покаяние есть излияние божественного вдохновения на нас, силою которого мы возносимся к Богу». В ответ на искреннее раскаяние в содеянном, на решимость оставить прежний греховный образ жизни и готовность следовать путем заповедей, Бог не только прощает человека, но дарует ему силы побеждать страсти и открывает новые возможности к совершению благих поступков, просветляет разум и укрепляет волю. Сами жизненные обстоятельства изменяются ко благу после того, как человек, подобно заблудшему сыну из евангельской притчи, вернется к своему Небесному Отцу. В дни Великого поста мы призываемся Церковью к активному участию в таинствах Исповеди и Причащения, с той целью, чтобы сделать это общение со Христом постоянной и неотъемлемой частью всей нашей жизни. «Не обленитесь приступать к чаше жизни, бессмертия, любви и святыни, но приступайте со страхом Божиим и верою. А кто не хочет и не радеет об этом, тот не любит Иисуса Христа, тот не получит Духа Святого, и, следовательно, он не войдет в Царство Небесное», — предупреждает святитель Киприан Карфагенский. А другой светильник Церкви, епископ Амвросий Медиоланский, говорит: «Я каждый день поневоле согрешаю. И поэтому имею необходимость каждый день приобщаться Святых Христовых Таин для исцеления души и тела». Важно при этом научиться сохранять Божественную благодать, которую мы обильно получаем «даром от источника воды живой» (Отк. 21:6). Именно от того остаются нечувствительными сердца и быстро исчезает радость от участия в Божественной Литургии, потому что быстро происходит забвение этой встречи с Господом, величия таинственного единения с Богом, и начинается погружение в многословие, осуждение, раздражительность. Приобщившись Животворящих Таин «будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12:28) и полученные дары употреблять на благо наших ближних. Прочувствовав Христа, явленного нам в Евхаристии, постараемся увидеть Его в каждом человеке, нуждающемся в нашей помощи и поддержке. «Причина любви к ближним одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем», — напоминает святитель Игнатий (Брянчанинов). Цель и смысл всех наших подвигов и молитв – научиться истинной, нелицемерной любви к Богу и ближнему. «Приобрел ли кто целомудрие, постился ли, совершает ли бдения, молится ли, дает ли приют бедным, строит ли церкви, другое ли что делает, — без любви все это ни во что не вменится у Бога», — предупреждает преподобный Ефрем Сирин. Проходя великопостное поприще, мы должны быть снисходительны к окружающим нас людям и строги к себе. Особенное же внимание поспешим проявить к тем, кто недавно пришел в Церковь, к тем, кто прожил большую часть жизни без знания о Боге, без спасительных таинств, без поста и молитвы, пребывающих в душевной скорби или непростых житейских обстоятельствах. Таких людей постараемся подкреплять и добрым словом, и личным примером, всячески избегая укоров и осуждения, следуя словам апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Молитвенно желаю всем нам пройти поприще Святой Четыредесятницы с пользой для своей души и спасения наших ближних. Да сподобит нас Господь в чистоте сердца пережить и осознать Его Крестный искупительный подвиг и с радостью встретить Его Светлое Воскресение.
ГЛАВА МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ АЛЕКСАНДР