Ин­тервью Уп­равля­юще­го де­лами Ка­захс­тан­ско­го Мит­ро­полиьего ок­ру­га епис­ко­па Кас­ке­ленс­ко­го Ген­на­дия

По тра­диции в ка­нун пра­вос­лавно­го Рож­дест­ва Уп­равля­ющий де­лами Пра­вос­лавной Церк­ви Ка­захс­та­на Епис­коп Кас­ке­ленс­кий Ген­на­дий лю­без­но сог­ла­сил­ся  от­ве­тить на воп­ро­сы za­kon.кz.

— Ва­ше Пре­ос­вя­щенс­тво, есть ли ка­кие-то осо­бен­ности празд­но­вания это­го со­бытия в этом го­ду в Ка­захс­та­не?

— На­вер­ное, Рож­дест­во имен­но та­кой празд­ник, ко­торый каж­дый год пов­то­ря­ет­ся и в то же вре­мя, он каж­дый раз но­вый и это не­уди­витель­но. Ду­ша че­лове­ка плас­тична, из­менчи­ва, мы ни­ког­да не сто­им на мес­те в сво­ем раз­ви­тии — ли­бо со­вер­шенс­тву­ем­ся, ли­бо, к ве­личай­ше­му со­жале­нию, дег­ра­диру­ем.  По­это­му со­бытие при­хода в мир Хрис­та Спа­сите­ля всег­да раск­ры­ва­ет­ся пе­ред на­ми по-раз­но­му.
Кто-то, встре­чая Рож­дест­во,  воз­можно,  вспо­мина­ет, ка­кие свет­лые и ра­дост­ные чувс­тва вла­дели им в детс­тве. Но прош­ли го­ды, ду­ша ог­ру­бела в страс­тях,  гре­хов­ный груз лег на нее не­посиль­ной тя­жестью, и ощу­щение ра­дос­ти празд­ни­ка, увы, про­пало.
А для то­го, кто   жи­вет пол­нокров­ной цер­ковной жизнью,   пре­быва­ет в нап­ря­жении ду­хов­ных сил,  в  трез­ве­нии и  мо­лит­ве, ис­полня­ет за­поведь Рож­дест­вен­ско­го пос­та  — для не­го празд­нич­ные дни на­пол­не­ны осо­бой ра­достью, ли­кова­ни­ем.   Хрис­тос Спа­ситель го­ворит: «Ра­дость Моя в вас пре­будет, и ра­дость ва­ша бу­дет со­вер­шенной» (Ин. 15:11).  Речь идет об осо­бой ра­дос­ти, об осо­бых бла­годат­ных пе­режи­вани­ях, ис­точник ко­торых – Сам Бог. Очень важ­но по­нять, что ду­хов­ная ра­дость, ко­торую  Хрис­тос  да­ет ис­пы­тать че­лове­ку, зна­читель­но силь­нее, ин­тенсив­нее ес­тест­вен­ных фи­зичес­ких или эмо­ци­ональ­ных пе­режи­ваний.  Глав­ное зна­чение цер­ковных празд­ни­ков и сос­то­ит в воз­можнос­ти при­кос­нуть­ся к этой Бо­жест­вен­ной ра­дос­ти нас­толь­ко, нас­коль­ко мы са­ми к это­му под­го­тов­ле­ны.
Встре­чая Рож­дест­во 2015 го­да, в пра­вос­лавных при­ходах Ка­захс­та­на мы де­ла­ем ак­цент на про­веде­ние детс­ких и мо­лодеж­ных ме­роп­ри­ятий, ста­ра­ем­ся ох­ва­тить  уча­щих­ся всех при­ходс­ких воск­рес­ных школ, что­бы они бы­ли за­няты в рож­дест­вен­ских елоч­ных предс­тав­ле­ни­ях. Под­линная ра­дость всег­да по­буж­да­ет че­лове­ка щед­ро де­лить­ся ей с дру­гими. Ее не­воз­можно удер­жать в се­бе,  как нель­зя по­мешать бьюще­му  из зем­ли мощ­но­му  вод­но­му  ис­точни­ку.  Де­ти и под­рост­ки при­дут в до­ма прес­та­релых, в детс­кие до­ма уже не как предс­та­вите­ли цер­ковных об­щин, а  са­ми, по ве­лению серд­ца.   Мы ста­ра­ем­ся про­будить твор­ческий по­тен­ци­ал на­ших де­тишек:  рож­дест­вен­ские ри­сун­ки, по­дел­ки бу­дут предс­тав­ле­ны на каж­дом при­ходе.

— Рож­дест­во – это  празд­ник   куль­ту­ры  сла­вянс­ко­го ми­ра?

— Не толь­ко сла­вянс­ко­го. Во­об­ще у Рож­дест­ва в этом смыс­ле нет ана­логов, нет дру­гого со­бытия в ис­то­рии че­лове­чест­ва, ко­торое бы да­ло та­кой мощ­ный  куль­тур­ный им­пульс.  Рож­дест­во Хрис­то­во  пре­доп­ре­дели­ло  ве­ликий нравс­твен­ный про­рыв,  стрем­ле­ние  че­лове­чес­ко­го ду­ха к не­бесам.    Рож­дест­во  — куль­ту­ро­об­ра­зу­ющий празд­ник для все­го че­лове­чест­ва, его зна­чение вы­ходит да­леко за кон­фесси­ональ­ные рам­ки  хрис­ти­анс­тва.
Се­год­ня  в на­шем, так ска­зать,  рож­дест­вен­ском  по­дароч­ном сун­ду­ке  «Свя­тая ночь» Шу­бер­та,   ба­лет Чай­ковс­ко­го «Щел­кунчик»,    бес­числен­ное ко­личест­во ме­лодий и пе­сен на всех  язы­ках ми­ра, вклю­чая осо­бо до­рогие нам ук­ра­инс­кие ко­ляд­ки. Там и цик­лы  расс­ка­зов Дик­кенса и Го­голя, сти­хи Лонг­фел­ло и Пас­терна­ка;   ук­ра­шения и яр­марки не­мец­ких   «ад­вентов»,   тра­диции русс­ких свя­ток и рож­дест­вен­ских елок,  ко­торые в со­ветс­кое вре­мя ор­га­ничес­ки пе­ретек­ли во встре­чу  Но­вого го­да и  мно­гое-мно­гое  дру­гое.
Я был удив­лен,  ког­да, зна­комясь с твор­чест­вом по­эта Иоси­фа Бродс­ко­го,  че­лове­ка, ко­торый не был хрис­ти­ани­ном,  вдруг об­на­ружил, что прак­ти­чес­ки каж­дый год к Рож­дест­ву он пи­сал  осо­бое сти­хот­во­рение. Поз­на­вая все  эти  нас­ле­дия, не­воль­но при­ходишь к  вы­воду, что лю­бой школь­ник дол­жен иметь не­кото­рые куль­ту­роло­гичес­кие предс­тав­ле­ния о смыс­ле празд­ни­ка, ина­че ог­ромный пласт ми­рово­го твор­ческо­го нас­ле­дия  ос­та­нет­ся для не­го не­яс­ным.

— Так в чем все-та­ки смысл празд­ни­ка Рож­дест­ва?

—  От­ме­чая  Рож­дест­во Хрис­то­во,  мы празд­ну­ем при­ход на зем­лю Са­мого Бо­га, Его «во­чело­вече­ние» и в этом Еван­ге­лие не ос­тавля­ет нам сом­не­ний.   Про­читай­те  пер­вые строч­ки  Еван­ге­лия от Иоан­на: «В на­чале бы­ло Сло­во, и Сло­во бы­ло у Бо­га, и Сло­во бы­ло Бог. Оно бы­ло в на­чале у Бо­га. Всё че­рез не­го на­чало быть, и без Не­го нич­то не на­чало быть…» ( Ин 1: 1-3).  А чуть ни­же: «И Сло­во ста­ло пло­тию, и оби­тало с на­ми, пол­ное бла­года­ти и ис­ти­ны; и мы ви­дели сла­ву Его, сла­ву, как Еди­нород­но­го от От­ца»   (Ин 1: 14).  Мы ви­дим,  что  в Бо­жест­вен­ном Сло­ве (греч. Λόγος)  зак­лю­чена вся пол­но­та Бо­жест­вен­ной  при­роды («Сло­во бы­ло Бог»).   Но мы ви­дим так­же, что Бо­жест­вен­ное Сло­во восп­ри­няло в Се­бя и всю  пол­но­ту  че­лове­чес­кой при­роды,  все те­лес­ное бы­тие,  плоть (греч. σαρξ).  Еван­ге­лист Иоанн расс­мат­ри­ва­ет  при­нятие пло­ти как си­ноним ре­аль­но­го во­чело­вечи­вания.
По­доб­ные сви­детель­ства о Бо­жест­ве Иису­са Хрис­та  рас­сы­паны по всем кни­гам Но­вого За­вета.  При этом, в Но­вом За­вете со­дер­жатся сви­детель­ства и о че­лове­чес­кой при­роде Иису­са Хрис­та. Как че­ловек он был  ис­ку­ша­ем ди­аво­лом, пе­режил  стра­дания, смерть.  Чи­тая Но­вый За­вет, мы час­то  де­ла­ем ак­цент  на сви­детель­ствах о че­лове­чест­ве Хрис­та. Но от­ме­нить сви­детель­ства о Его Бо­жест­ве не­воз­можно!  По­это­му для хрис­ти­ан ны­неш­ний празд­ник не прос­то вос­по­мина­ние об од­ном из «дней рож­де­ния», а   сви­детель­ство о нас­тупле­нии в ми­ре но­вой эпо­хи  — са­мого тес­но­го еди­нения че­лове­ка с Бо­гом.  «Бог стал че­лове­ком для то­го, что­бы че­ловек стал бо­гом»,  — вот глав­ная мысль  Рож­дест­ва Хрис­то­ва.

— Вы упо­мяну­ли про детс­кие рож­дест­вен­ские елоч­ные  пос­та­нов­ки. Они очень по­хожи, в них не­из­менно при­сутс­тву­ют груп­пы пас­ту­хов и волх­вов, ко­торые ока­зыва­ют пок­ло­нение Мла­ден­цу.  Что это оз­на­ча­ет?

— Точ­нее ска­зать, Бо­гом­ла­ден­цу.   Хрис­тос при­шел на зем­лю для всех без иск­лю­чения, но Он не на­рушил че­лове­чес­кой сво­боды, и  лю­ди к не­му от­неслись по-раз­но­му. Ро­жест­вен­ские ел­ки  и расс­ка­зыва­ют об от­но­шении лю­дей ко Хрис­ту.
Еван­ге­лие со­об­ща­ет нам, что пер­вы­ми, кто пок­ло­нил­ся Ро­див­ше­муся, бы­ли сов­сем прос­тые лю­ди – скром­ные пас­ту­хи, пас­шие скот близ Виф­ле­ема. Они удос­то­ились яв­ле­ния ан­ге­лов и ус­лы­шали тор­жест­вен­ный не­бес­ный хор: «Сла­ва в выш­них Бо­гу, и на зем­ли мир, в че­лове­цех бла­гово­ление!» (Лк 2: 8-14).
Спус­тя не­кото­рое вре­мя, к яс­лям Ро­див­ше­гося  приш­ли «волх­вы»    (Мф 2: 1-2), по всей ви­димос­ти, ва­вилонс­кие муд­ре­цы, ко­торые свою язы­чес­кую муд­рость сло­жили у ко­лыбе­ли Бо­гоче­лове­ка. Волх­вы от­ка­зались от пус­тых аст­ро­логи­чес­ких за­нятий и изб­ра­ли путь слу­жения Еди­ному Ис­тинно­му Солн­цу Прав­ды – Хрис­ту Спа­сите­лю.
Важ­но по­нимать, что волх­вов в Виф­ле­ем при­вел ан­гел, нап­равляв­ший их, сле­довав­ший пе­ред ни­ми, и не сов­сем не не­бес­ное те­ло ука­зало волх­вам путь к Виф­ле­ему.

— То есть хрис­ти­анс­тво от­ри­ца­ет прин­ци­пы язы­чес­кой аст­ро­логии?

— От­ри­ца­ет и от­ри­ца­ет ра­дикаль­но, ведь – вду­май­тесь — каж­дый ве­ру­ющий в мо­лит­вах и цер­ковных та­инс­твах име­ет не­пос­редс­твен­ное об­ще­ние с са­мим Бо­гом.  От Бо­га мы по­лучи­ли за­пове­ди, ре­гули­ру­ющие нравс­твен­ную жизнь. Бог – единс­твен­ный хо­зя­ин судь­бы че­лове­ка, без Его во­ли ни один во­лос не упа­дет с на­шей го­ловы  (Мф 10:29-30). При­чем здесь не­бес­ные те­ла, пла­неты и звез­ды?  Выс­чи­тывать бла­гоп­ри­ят­ные и неб­ла­гоп­ри­ят­ные дни по  зна­кам зо­ди­ака, сос­тавлять го­рос­ко­пы — сме­хот­ворное за­нятие, дос­той­ное ма­лень­ких де­тей, но от­нюдь не ра­зум­ных, взрос­лых муж­чин и жен­щин.
Так вот, расс­ка­зывая о пас­ту­хах и волх­вах, Еван­ге­лие раск­ры­ва­ет пе­ред на­ми два пу­ти ре­лиги­оз­но­го поз­на­ния: мож­но прий­ти к Бо­гу в прос­то­те серд­ца, имея чис­тую со­весть и неп­редв­зя­тое мыш­ле­ние.  А  мож­но убе­дить­ся в ис­ти­не хрис­ти­анс­тва, ру­ководс­тву­ясь вы­сокой че­лове­чес­кой муд­ростью, зна­ни­ями о ми­ре, о его муд­ром уст­рой­стве, о его за­конах; об уди­витель­ной гар­мо­нии, со­вер­шенс­тве, це­лесо­об­разнос­ти в при­роде.
Но бы­ла еще од­на груп­па лю­дей, сви­дете­лей  Рож­дест­ва, ко­торые объяви­ли вой­ну по­явив­ше­муся на свет Бо­гом­ла­ден­цу. Это царь Ирод и его прис­лужни­ки. На при­мере Иро­да мы ви­дим, как че­лове­чес­кая гор­ды­ня и влас­то­любие всту­па­ют в про­тиво­речие с Бо­жи­им за­мыс­лом о ми­ре. Ведь вся­кий че­ловек дол­жен сми­рить­ся пе­ред Бо­гом, а мно­гим  это­го не хо­чет­ся. Ирод, по­чу­яв ис­хо­дящую из Виф­ле­ема уг­ро­зу и опа­са­ясь ума­ления сво­ей влас­ти, ве­лел  убить в ок­рест­нос­тях это­го не­боль­шо­го  го­род­ка  мла­ден­цев мужс­ко­го по­ла (Мф 2:16).

— По­нят­но, Рож­дест­во не­об­хо­димо чтить, но нуж­но ли Рож­дест­во за­щищать?

— Бе­зус­ловно, нуж­но за­щищать, но за­щищать не во­ен­ны­ми и на­силь­ствен­ны­ми средс­тва­ми — ис­тинная ре­лигия не тер­пит на­силия — а нуж­но за­щищать празд­но­вание Рож­дест­ва в ду­хе Рож­дест­ва, то есть про­пове­дуя Бо­жий  мир и лю­бовь, яв­ленные  в этот  день лю­дям. Об этом хо­рошо ска­зано у Иоси­фа Бродс­ко­го:
Знал бы Ирод, что чем он силь­ней,
тем вер­ней, не­из­бежнее чу­до.
Пос­то­янс­тво та­кого родс­тва —
ос­новной ме­ханизм Рож­дест­ва.

— Ес­ли че­ловек впер­вые в жиз­ни ре­шит от­ме­тить пра­вос­лавное Рож­дест­во, то как он дол­жен пос­ту­пить, с че­го на­чать? Мож­но ли прий­ти в храм в день празд­ни­ка, ес­ли он к это­му во­об­ще не го­товил­ся?

— Ко­неч­но, по Ус­та­ву Пра­вос­лавной Церк­ви Рож­дест­во пред­ва­ря­ет­ся дли­тель­ным пос­том, ко­торый на­чина­ет­ся 27 но­яб­ря. Хо­тя пост и не та­кой стро­гий, как Ве­ликий (кро­ме сре­ды и пят­ни­цы раз­ре­ша­ет­ся вку­шение ры­бы), но его соб­лю­дение тре­бу­ет боль­шо­го ду­хов­но­го тру­да.  Од­на­ко, в са­мый день празд­ни­ка две­ри хра­мов отк­ры­ты для всех. В боль­шинс­тве хра­мов Бо­жест­вен­ная Ли­тур­гия со­вер­ша­ет­ся в пол­ночь и в 9 ча­сов ут­ра. При­чащать­ся Те­ла и Кро­ви Хрис­то­вых ре­комен­ду­ет­ся толь­ко тем, кто ста­рал­ся при­дер­жи­вать­ся пос­та и был на ис­по­веди у свя­щен­ни­ка.  Но каж­дый мо­жет прид­ти в храм, за­жечь све­чу пе­ред об­ра­зом Ро­див­ше­гося в Виф­ле­еме Спа­сите­ля, по­молить­ся сво­ими сло­вами о да­рова­нии Бо­гом ему, семье, зна­комым ми­лос­ти в нас­ту­пив­шем Но­вом го­ду.
Хрис­тос при­шел на зем­лю для всех без иск­лю­чения: для тех, кто в Не­го ве­рит и не ве­рит, для тех, кто Ему слу­жит и для тех, кто Ему про­тивит­ся. Бог не мстит че­лове­ку,  не дер­жит на че­лове­ка оби­ды, не взи­ра­ет на ли­ца, не де­ла­ет раз­ли­чий по со­ци­аль­но­му, на­ци­ональ­но­му и иным  приз­на­кам.  Он объем­лет Сво­ей лю­бовью всех, как солн­це,  ко­торо­му по­веле­ва­ет «вос­хо­дить над злы­ми и доб­ры­ми» ( Мф. 5: 45).  Бог есть Бог ми­ра и люб­ви.

— О чем мож­но про­сить Бо­га в рож­дест­вен­ские дни?

—    Обо всем хо­рошем, бла­гом, но  осо­бен­но умест­но про­сить  о да­рова­нии ми­ра стра­нам и на­родам, об уми­рении на зем­ле враж­ды, об ис­ко­рене­нии вся­кой зло­бы. В эти дни мы осо­бо бу­дем мо­лить­ся о прек­ра­щении раз­де­ления и не­навис­ти на братс­кой Ук­ра­ине. Пра­вос­лавная Цер­ковь не­из­менно стре­мит­ся вно­сить дух при­мире­ния в лю­бые граж­данс­кие конф­лик­ты. В Церк­ви всег­да най­дет­ся мес­то лю­дям с раз­личны­ми иде­оло­гичес­ки­ми взгля­дами, предс­та­вите­лям пар­тий, час­то за­нима­ющим ди­амет­раль­но  про­тиво­полож­ные по­зиции. Как за­бот­ли­вая мать, Цер­ковь об­ни­ма­ет всех.
В этой свя­зи я люб­лю при­водить ци­тату из ро­мана пи­сате­ля  Ва­силия Бе­лова «Ка­нуны». В ней речь идет о во­логодс­кой крестьян­ке, по­теряв­шей в граж­данс­кой вой­не двух сы­новей:  «Сын­ки ее во­ева­ли, один в «бе­лых», дру­гой в «крас­ных».  Вот толь­ко,  ко­торый в ка­ких, она всег­да пу­тала, впро­чем, бы­ло это ей все рав­но, и ту­жила она толь­ко о том, что ле­жат они в чу­жой сто­роне». Та­ким долж­но быть и от­но­шение Церк­ви к сво­ей паст­ве.

Пусть Гос­подь бла­гос­ло­вит всех чи­тате­лей пор­та­ла Za­kon.kz ми­ром и бла­годенс­тви­ем.

— Ва­ше Пре­ос­вя­щенс­тво, бла­года­рим вас за ин­тервью и позд­рав­ля­ем всех пра­вос­лавных в Ка­захс­та­не с Рож­дест­вом Хрис­то­вым.

Бе­седо­вала Тор­гын Нур­се­ито­ва.

Ма­тери­ал пор­та­ла za­kon.kz

ДРУГИЕ НОВОСТИ