Вла­дыка Рек­тор наг­ражден ме­далью Пуш­ки­на

17 но­яб­ря 2014 го­да Пре­зидент Рос­сий­ской Фе­дера­ции В.В. Пу­тин под­пи­сал указ (№ 724) о наг­ражде­нии го­сударс­твен­ны­ми наг­ра­дами Рос­сии ря­да по­лити­чес­ких и об­щест­вен­ных де­яте­лей со все­го ми­ра. Сре­ди них — Уп­равля­ющий де­лами Пра­вос­лавной Церк­ви Ка­захс­та­на епис­коп Кас­ке­ленс­кий Ген­на­дий.

Вла­дыка удос­то­ен ме­дали Пуш­ки­на. Этой наг­ра­ды удос­та­ивают­ся рос­сий­ские граж­да­не и иност­ран­цы за зас­лу­ги в об­ласти куль­ту­ры и ис­кусс­тва, прос­ве­щения, гу­мани­тар­ных на­ук и ли­тера­туры, за боль­шой вклад в изу­чение и сох­ра­нение куль­тур­но­го нас­ле­дия, в сбли­жение и вза­имообо­гаще­ние куль­тур на­ций и на­род­ностей, за соз­да­ние вы­соко­худо­жест­вен­ных об­ра­зов.

Так­же в чис­ле наг­ражден­ных Пре­зиден­том Рос­сии – ру­ково­дитель Ад­ми­нист­ра­ции Пре­зиден­та Рес­публи­ки Ка­захс­тан Н.З. Ниг­ма­тулин, удос­то­ен­ный Ор­де­на Друж­бы.

Eпис­коп Кас­ке­ленс­кий Ген­на­дий от­ве­тил на воп­ро­сы жур­на­лис­та сай­та Za­kon.kz

— Ва­ше Вы­сокоп­ре­ос­вя­щенс­тво, за ка­кие  зас­лу­ги Вас наг­ра­дил Пре­зидент Рос­сии?

— Ду­маю, эта наг­ра­да, преж­де все­го, сви­детель­ству­ет о приз­на­нии Пре­зиден­том Рос­сий­ской Фе­дера­ции зна­чения де­ятель­нос­ти свя­щен­нослу­жите­лей Русс­кой Пра­вос­лавной Церк­ви в расп­рос­тра­нении русс­кой куль­ту­ры в Ка­захс­та­не. По-дру­гому быть не мо­жет. Дей­стви­тель­но, цер­ковная тра­диция са­мым тес­ным об­ра­зом свя­зана с куль­тур­ной. Цер­ковь пи­та­ет куль­ту­ру. Ес­ли вы при­ходи­те в храм, то мо­жете ус­лы­шать там про­из­ве­дения Чай­ковс­ко­го и Рах­ма­нино­ва. Отк­рой­те ли­тера­тур­ные про­из­ве­дения лю­бого русс­ко­го клас­си­ка и вы уди­витесь их уко­ренен­ности в ду­хов­ной тра­диции Свя­того Пра­вос­ла­вия. Об­ра­зы пуш­кинс­ких и тур­ге­невс­ких жен­щин мог­ли по­явить­ся толь­ко на пра­вос­лавной поч­ве. Убеж­ден, что и Пуш­кин, и Дос­то­евс­кий, и Пас­тернак и Ах­ма­това да­ют мо­лодым на­деж­ную при­вив­ку от вся­кого ро­да ре­лиги­оз­но­го сек­тантства и экс­тре­миз­ма.
В Ка­захс­та­не я слу­жу 5 лет. Под ду­хов­ным во­дитель­ством гла­вы Пра­вос­лавной Церк­ви Ка­захс­та­на мит­ро­поли­та Алек­санд­ра, мы соз­да­ли ду­хов­ную се­мина­рию, рек­то­ром ко­торой я был наз­на­чен. Де­ятель­ность се­мина­рии не ис­черпы­ва­ет­ся бо­гос­ловс­ким об­ра­зова­ни­ем. Каж­дый год на­ши сту­ден­ты го­товят об­ширную куль­тур­ную прог­рамму, с ко­торой выс­ту­па­ют на раз­личных пло­щад­ках, в том чис­ле по прось­бе Ге­нераль­но­го кон­суль­ства Рос­сии в Ал­ма-Ате. Так, в ухо­дящем го­ду мы выс­ту­пали с ли­тера­тур­но-му­зыкаль­ной ком­по­зици­ей, пос­вя­щен­ной Ми­ха­илу Лер­монто­ву, те­перь го­товим прог­рамму, пос­вя­щен­ную твор­чест­ву Бо­риса Пас­терна­ка. Так­же нас ждет 70-ле­тие Ве­ликой по­беды.
Иск­рен­не рад, что ав­торс­кая те­леп­рограм­ма «Воск­рес­ные бе­седы» на Пер­вом ка­нале «Ев­ра­зия» ста­ла лю­бимой для де­сят­ков ты­сяч ка­захс­тан­цев, о чем мне при­ходит­ся слы­шать в раз­личных на­ших го­родах, рад, что ве­дущие ли­тера­тур­ные жур­на­лы и сай­ты пуб­ли­ку­ют мои сти­хот­во­рения, в том чис­ле пе­рело­жение де­сяти «Слов на­зида­ния» Абая.
Про­поведь русс­кой куль­ту­ры не­раз­рывно свя­зана с уме­ни­ем изу­чать, це­нить, лю­бить и расп­рос­тра­нять куль­ту­ру дру­жест­вен­ных Рос­сии на­родов. На­вер­ное, в этом сос­то­ит од­на из це­лей мо­ей де­ятель­нос­ти как свя­щен­нослу­жите­ля и рек­то­ра се­мина­рии в Ка­захс­та­не.

— Как Вы оце­нива­ете ре­лиги­оз­ную си­ту­ацию в Ка­захс­та­не?

— Ре­лиги­оз­ная си­ту­ация в стра­не ста­биль­ная, но не­об­хо­димо мно­го тру­дить­ся, что­бы эту ста­биль­ность сох­ра­нить. Что­бы ос­та­вать­ся на нравс­твен­ной вы­соте — всег­да нуж­но прик­ла­дывать уси­лия. За­то, что­бы под­дать­ся гре­ху, не нуж­но ни­чего де­лать. Гре­хов­ная страсть быст­ро то­бой ов­ла­де­ет и не­сет вниз по те­чению.
Со­юз­ни­ками на­шей борь­бы за мир и еди­номыс­лие в Ка­захс­та­не яв­ля­ет­ся са­ма ис­то­рия и бо­гатей­шая ду­хов­ная тра­диция вза­имоува­жения и вза­имообо­гаще­ния куль­тур раз­личных на­родов, про­жива­ющих в Се­миречье и Цент­раль­ной Азии.
Мне при­ходит­ся при­нимать учас­тие в за­седа­ни­ях сек­ре­тари­ата Съез­да ли­деров ми­ровых и тра­дици­он­ных ре­лигий в Ас­та­не, и мо­гу сви­детель­ство­вать,  как мно­го де­ла­ет­ся ду­хов­ны­ми ли­дера­ми на­ших стран — Ка­захс­та­на и Рос­сии — для ут­верж­де­ния ду­ха ми­ролю­бия и братс­тва. Те­перь всем нам нуж­но при­ложить уси­лия для то­го, что­бы этот дух про­ник вез­де, в каж­дую ячей­ку об­щест­ва, в каж­дую по­ру об­щест­вен­но­го ор­га­низ­ма. Что­бы все мы ды­шали сво­бод­но и лег­ко, не сму­щались вза­им­ны­ми по­доз­ре­ни­ями и не­дове­ри­ем, с иск­рен­ним ин­те­ресом от­но­сились друг к дру­гу, зна­ли о ре­лигии дру­гого, ува­жали ре­лиги­оз­ные чувс­тва ближ­не­го, це­нили в ближ­нем его ре­лиги­оз­ную иск­рен­ность.

— Ва­ши прог­но­зы — как ре­лиги­оз­ная си­ту­ация в Ка­захс­та­не бу­дет раз­ви­вать­ся даль­ше?  Че­го сле­ду­ет опа­сать­ся?

— Как бу­дет раз­ви­вать­ся ре­лиги­оз­ная си­ту­ация в Ка­захс­та­не – за­висит от нас. Но мо­гу от­ве­тить за свя­щен­нослу­жите­лей Ас­та­нинс­кой и Ал­ма-Атинс­кой епар­хии — каж­дый из них по ма­лей­ше­му зо­ву го­тов прий­ти и по­мочь ут­вердить мир и сог­ла­сие в лю­бом го­роде и в лю­бом се­ле.
Сле­ду­ет опа­сать­ся ре­лиги­оз­но­го экс­тре­миз­ма, ко­торый рож­да­ет­ся на поч­ве сек­тант­ской ин­терп­ре­тации тра­дици­он­но­го уче­ния. Сек­тант ог­ра­ничен в возз­ре­ни­ях. Он не­тер­пим к мне­нию дру­гого, фа­нати­чен. Для не­го не су­щест­ву­ет ни­каких иных цен­ностей (се­мей­ных, об­щест­вен­ных) кро­ме тех, ко­торым он, бе­зус­ловно, пре­дан. Мир для не­го су­жа­ет­ся в од­ной точ­ке. Это очень опас­ное сос­то­яние.
Уве­рен, что бу­дущее во мно­гом за­висит от то­го, как мы вос­пи­та­ем на­шу мо­лодежь. При­чем не столь­ко сло­вес­ны­ми по­уче­ни­ями, сколь­ко лич­ным при­мером. И опять-та­ки на свя­щен­нослу­жите­лей ло­жит­ся осо­бая от­ветс­твен­ность. И дай Бог, что­бы на­ши де­ти не вста­ли на неп­ра­вед­ные пу­ти, или, ра­зоча­ровав­шись, не от­реклись от нас. В Де­сятом Сло­ве Абай пи­сал (сти­хот­ворное пе­рело­жение Епис­ко­па Ген­на­дия – Т.Н.):

Ле­лея детс­тво сы­на сво­его
Ка­кой ты по­да­ешь ему при­мер?
Усерд­но учишь гра­моте его
И зло­бою пи­та­ешь, ли­цемер!
Неп­ра­вед­но бо­гатс­твом зав­ла­дев
Ты не най­дешь по­коя для се­бя
Нас­ледник твой, в на­уках пре­ус­пев,
С по­зором от­ре­чет­ся от те­бя.

— Как Вы ду­ма­ете, что сле­ду­ет сде­лать еще, что­бы ук­ре­пить мир и меж­конфес­си­ональ­ное сог­ла­сие  в Ка­захс­та­не, под­нять ду­хов­ность лю­дей, ми­ними­зиро­вать те­рак­ты и так да­лее.

— Не­об­хо­димо вос­пи­тывать ши­роко об­ра­зован­ных, сво­бод­ных и куль­тур­ных в ду­хов­ном смыс­ле лю­дей. Куль­ту­ра, под­линная куль­ту­ра — при­вив­ка от экс­тре­миз­ма, в этом я глу­боко убеж­ден. Бе­зумие на­циз­ма и боль­ше­виз­ма всег­да соп­ро­вож­да­лось пуб­личным сжи­гани­ем книг и про­из­ве­дений ис­кусс­тва.   Взгля­ните, ка­кой ан­ти­куль­тур­ный ни­гилизм про­паган­ди­ру­ет­ся в но­воп­ро­возг­ла­шен­ном, так на­зыва­емом «ис­ламс­ком го­сударс­тве» на тер­ри­тории обеск­ров­ленно­го аме­риканс­ким втор­же­ни­ем Ира­ка.

А нас­то­ящую куль­ту­ру мо­гут ут­верж­дать и про­пове­довать толь­ко та­лант­ли­вые лю­ди, ко­торых не­об­хо­димо под­держи­вать на го­сударс­твен­ном уров­не. От­радно, что в Ка­захс­та­не вновь и вновь рож­да­ют­ся свои та­лан­ты. С удив­ле­ни­ем и, чест­но го­воря, с вос­торгом, ко­торо­го дав­но не ис­пы­тывал, сле­жу за выс­тупле­ни­ями в кон­курсе рос­сий­ско­го те­лека­нала «Куль­ту­ра» «Боль­шая опе­ра» мо­лодой пе­вицы из Ас­та­ны Сал­та­нат Ах­ме­товой. Вот это го­лос! Ра­ду­ет со­лист­ка Мит­ро­поличьего хо­ра Воз­не­сенс­ко­го со­бора Ал­ма-Аты  Анас­та­сия Ко­жуха­рова, при­зер прес­тижно­го опер­но­го кон­курса в Япо­нии. У нас по­яв­ля­ют­ся за­меча­тель­ные му­зыкан­ты, ис­кусс­тво­веды, жур­на­лис­ты, пе­даго­ги, мо­лодые уче­ные. Вот чем боль­ше бу­дет та­ких лю­дей, тем мень­ше в нас ос­та­нет­ся стра­ха пе­ред ан­ти­куль­тур­ным на­тис­ком псев­до­рели­ги­оз­ных сект.

Бе­седо­вала Тор­гын Нур­се­ито­ва

ДРУГИЕ НОВОСТИ