Пос­ла­ние Предс­то­яте­лей Пра­вос­лавных Церк­вей (6-9 мар­та 2014 го­да, Фа­нар)

9 мар­та 2014 го­да, в не­делю пер­вую Ве­лико­го пос­та, Тор­жест­ва Пра­вос­ла­вия, пос­ла­ние участ­ни­ков соб­ра­ния Предс­то­яте­лей и предс­та­вите­лей Пра­вос­лавных Церк­вей бы­ло ог­ла­шено за бо­гос­лу­жени­ем в ка­фед­раль­ном со­боре во имя свя­того ве­лико­муче­ника Ге­ор­гия По­бедо­нос­ца на Фа­наре.

Во имя От­ца, и Сы­на, и Свя­того Ду­ха.

Ми­лостью Бо­жи­ей Предс­то­яте­ли Свя­тей­ших ав­то­кефаль­ных Пра­вос­лавных Церк­вей — пра­вос­лавным ве­ру­ющим все­го ми­ра, всем на­шим хрис­ти­анс­ким братьям и сест­рам и вся­кому че­лове­ку доб­рой во­ли: бла­гос­ло­вение от Бо­га и це­лова­ние люб­ви и ми­ра.

«Всег­да бла­года­рим Бо­га за всех вас, вспо­миная о вас в мо­лит­вах на­ших» (1 Сол. 1:2)

1. Соб­равшись бла­года­тию Всеб­ла­гого Бо­га по приг­ла­шению Все­ленс­ко­го Конс­тан­ти­нополь­ско­го Пат­ри­ар­ха Вар­фо­ломея на Фа­наре с 6 по 9 мар­та 2014 г., в братс­кой люб­ви об­су­див воп­ро­сы, вол­ну­ющие се­год­ня на­шу Свя­тей­шую Цер­ковь, и со­вер­шая сов­мест­ное слу­жение Гос­по­ду в хра­ме Свя­того Ге­ор­гия, в зна­мена­тель­ный день Тор­жест­ва Пра­вос­ла­вия, мы об­ра­ща­ем­ся к вам со сло­вом люб­ви, ми­ра и уте­шения.

Пре­бывая в ми­ре сем, на­ша Еди­ная, Свя­тая, Со­бор­ная и Апос­толь­ская Пра­вос­лавная Цер­ковь под­верже­на ис­пы­тани­ям во вся­кую эпо­ху. Его Цер­ковь, ос­та­ва­ясь вер­ной Свя­щен­но­му Пре­данию, ве­дет пос­то­ян­ный ди­алог c каж­дым ис­то­ричес­ким пе­ри­одом, сост­ра­дая че­лове­ку и раз­де­ляя его тре­воги. «Иисус Хрис­тос вче­ра и се­год­ня и во ве­ки Тот же» (Евр. 13:8).

В на­ши дни об­ла­да­ют осо­бой нап­ря­жен­ностью ис­то­ричес­кие ис­пы­тания и вы­зовы, пе­ред ли­цом ко­торых пра­вос­лавные хрис­ти­ане не мо­гут ос­та­вать­ся бе­зучаст­ны­ми или без­различ­ны­ми. По­это­му мы соб­ра­лись вмес­те (ср. Де­ян. 2:1), что­бы раз­мышлять о проб­ле­мах и ис­пы­тани­ях, с ко­торы­ми стал­ки­ва­ет­ся сов­ре­мен­ное че­лове­чест­во. «Отв­не — на­паде­ния, внут­ри — стра­хи» (2 Кор. 7:5) — эти сло­ва Апос­то­ла ак­ту­аль­ны для Церк­ви и се­год­ня.

2. Ви­дя стра­дания лю­дей по все­му ми­ру, мы вы­ража­ем свою под­держ­ку му­чени­чест­ву и свое вос­хи­щение сви­детель­ству хрис­ти­ан на Ближ­нем Вос­то­ке, в Аф­ри­ке и дру­гих ре­ги­онах пла­неты. Мы при­водим на па­мять их под­виг двой­но­го му­чени­чест­ва: как за их ве­ру, так и за сох­ра­нение их ис­то­ричес­ки сло­жив­шихся от­но­шений с людь­ми дру­гих ре­лиги­оз­ных убеж­де­ний. Мы осуж­да­ем от­сутс­твие ми­ра и ста­биль­нос­ти, ко­торое вы­нуж­да­ет хрис­ти­ан по­кидать зем­лю, где ро­дил­ся Гос­подь наш Иисус Хрис­тос и от­ку­да Бла­гая весть расп­рос­тра­нилась по все­му ми­ру.

Мы сост­ра­да­ем всем жерт­вам тра­гедии в Си­рии. Мы осуж­да­ем все ви­ды тер­ро­риз­ма и диф­фа­мации ре­лигии. По­хище­ние мит­ро­поли­тов Пав­ла и Иоан­на, дру­гих свя­щен­нослу­жите­лей, а так­же мо­нахинь оби­тели свя­той Фек­лы в Ма­алю­ле, глу­боко ра­нит нас, и мы тре­бу­ем их не­мед­ленно­го ос­во­бож­де­ния.

Мы об­ра­ща­ем­ся ко всем участ­ни­кам конф­лик­та, тре­буя не­мед­ленно­го прек­ра­щения во­ен­ных дей­ствий, ос­во­бож­де­ния плен­ных и восс­та­нов­ле­ния ми­ра пос­редс­твом пе­рего­воров. Хрис­ти­ане Ближ­не­го Вос­то­ка — зак­васка ми­ра. Мир для всех лю­дей обес­пе­чит мир и для хрис­ти­ан. Мы под­держи­ва­ем Ан­ти­охий­ский Пат­ри­ар­хат в его ду­хов­ном и гу­мани­тар­ном слу­жении, уси­ли­ях по восс­та­нов­ле­нию раз­ру­шен­но­го и возв­ра­щению бе­жен­цев.

3. Мы го­рячо мо­лим­ся о мир­ных пе­рего­ворах и мо­лит­венном при­мире­нии в про­дол­жа­ющем­ся на Ук­ра­ине кри­зисе. Мы осуж­да­ем уг­ро­зы на­силь­ствен­но­го зах­ва­та свя­тых мо­нас­ты­рей и хра­мов и мо­лим­ся о возв­ра­щении на­ших братьев, на­ходя­щих­ся се­год­ня вне цер­ковно­го об­ще­ния, в ло­но Свя­той Церк­ви.

4. Ос­новная уг­ро­за спра­вед­ли­вос­ти и ми­ру — и в мест­ном, и в гло­баль­ном масш­та­бах — ис­хо­дит от ми­рово­го эко­номи­чес­ко­го кри­зиса. Его пос­ледс­твия оче­вид­ны на всех уров­нях че­лове­чес­ко­го об­щест­ва, в ко­тором час­то от­сутс­тву­ет та­кие цен­ности, как лич­ност­ная це­лост­ность, братс­кая со­лидар­ность и спра­вед­ли­вость. При­чины это­го кри­зиса ле­жат не прос­то в фи­нан­со­вой об­ласти, они ле­жат в мо­раль­ной и ду­хов­ной плос­кости. Не со­об­ра­зу­ясь с мирс­ки­ми идо­лами влас­ти, алч­нос­ти и ге­дониз­ма, мы под­черки­ва­ем, что на­ше приз­ва­ние сос­то­ит в пре­об­ра­жении ми­ра на на­чалах спра­вед­ли­вос­ти, ми­ра и люб­ви.

Эго­цент­рич­ность и зло­упот­ребле­ние властью под­ры­ва­ют для мно­гих предс­тав­ле­ние о свя­щен­ном ха­рак­те­ре че­лове­чес­кой лич­ности, и они не же­ла­ют ви­деть об­раз Бо­жий в ма­лых сих братьях и сест­рах (ср. Мф. 25, 40, 45). Мно­гие ос­та­ют­ся рав­но­душ­ны­ми к бед­ности, стра­дани­ям и на­силию, ко­торые яв­ля­ют­ся би­чом для че­лове­чест­ва.

5. Цер­ковь приз­ва­на нес­ти в мир про­рочес­кое сло­во. Мы вы­ража­ем на­шу оза­бочен­ность мест­ны­ми и гло­баль­ны­ми тен­денци­ями, ко­торые под­ры­ва­ют и разъеда­ют ос­но­вы ве­ры, дос­то­инс­тво каж­дой че­лове­чес­кой лич­ности, свя­щен­но­го инс­ти­тута бра­ка и семьи и тво­рение как дар Бо­жий.

Мы под­держи­ва­ем не­ос­по­римый свя­щен­ный ха­рак­тер че­лове­чес­кой жиз­ни с мо­мен­та за­чатия до ес­тест­вен­ной смер­ти. Мы приз­на­ем брак как со­юз муж­чи­ны и жен­щи­ны, от­ра­жа­ющий единс­тво Хрис­та и Его Церк­ви. На­ше приз­ва­ние — сох­ра­нять при­род­ную сре­ду, бу­дучи до­моп­ра­вите­лями, а не хо­зя­ева­ми тво­рения. В этот пе­ри­од Ве­лико­го Пос­та мы при­зыва­ем на­ше ду­ховенс­тво и ми­рян жить в ду­хе по­ка­яния, под­ви­за­ясь в чис­то­те серд­ца, сми­рении и про­щении и не­ся об­щест­ву сви­детель­ство о веч­ном уче­нии на­шего Гос­по­да Иису­са Хрис­та.

6. Соб­ра­ние Предс­то­яте­лей пре­дос­тавля­ет нам бла­гос­ло­вен­ный слу­чай ук­ре­пить на­ше единс­тво чрез об­ще­ние и сот­рудни­чест­во, и мы вновь подт­вер­жда­ем на­шу при­вер­женность со­бор­ности как прин­ци­пу пер­восте­пен­ной важ­ности для единс­тва Церк­ви. Мы ис­по­веду­ем, как учил свя­той Иоанн Зла­то­уст, ар­хи­епис­коп Конс­тан­ти­нополь­ский, что «имя Церк­ви есть имя единс­тва и сог­ла­сия, а не раз­де­ления». На­ши серд­ца ис­полне­ны упо­вания на дол­гождан­ный Свя­той и Ве­ликий Со­бор, ко­торый бу­дет сви­детель­ством единс­тва Церк­ви и ее за­боты о сов­ре­мен­ном ми­ре.

На Соб­ра­нии при­нято ре­шение сде­лать бо­лее ин­тенсив­ной под­го­тови­тель­ную ра­боту. Спе­ци­аль­ная Межп­ра­вос­лавная под­го­тови­тель­ная ко­мис­сия с сен­тября 2014 го­да нач­нет свою ра­боту, ко­торая прод­лится до Свя­той Пас­хи 2015 го­да, за­тем пос­ле­ду­ет Всеп­ра­вос­лавное пред­со­бор­ное со­веща­ние, ко­торое со­берет­ся в пер­вой по­лови­не 2015 го­да. Все ре­шения на Со­боре и на под­го­тови­тель­ных эта­пах бу­дут при­нимать­ся на ос­но­вании кон­сенсу­са.

Свя­той и Ве­ликий Со­бор бу­дет соз­ван Все­ленс­ким Пат­ри­ар­хом Вар­фо­ломе­ем в Конс­тан­ти­нопо­ле в 2016 го­ду, ес­ли не воз­никнет ни­чего не­ожи­дан­но­го. Пред­се­дате­лем Со­бора бу­дет Все­ленс­кий Пат­ри­арх. Спра­ва и сле­ва от не­го бу­дут вос­се­дать его соб­ратья — Предс­то­яте­ли дру­гих ав­то­кефаль­ных Церк­вей.

7. Мис­сия не­раз­рывно свя­зана с единс­твом. Цер­ковь не жи­вет для се­бя: ее долг — сви­детель­ство­вать и раз­де­лять Бо­жии да­ры с ближ­ни­ми и даль­ни­ми. Участ­вуя в Бо­жест­вен­ной ли­тур­гии и мо­лясь о всей все­лен­ной, мы приз­ва­ны про­дол­жать эту ли­тур­гию и пос­ле ли­тур­гии, раз­де­ляя со всем че­лове­чест­вом да­ры ис­ти­ны и люб­ви, сог­ласно зак­лю­читель­ной за­пове­ди и обе­това­нию Гос­по­да: «Иди­те, и на­учи­те все на­роды… и се, Я с ва­ми во все дни до скон­ча­ния ве­ка» (Мф. 28:19-20).

8. Мы жи­вем в ми­ре, где муль­ти­куль­ту­рализм и плю­рализм — не­из­бежные и пос­то­ян­но ме­ня­ющиеся ре­аль­нос­ти. Мы осоз­на­ем, что ни один воп­рос в на­ше вре­мя не мо­жет быть расс­мот­рен или ре­шен вне гло­баль­но­го ви­дения, ибо про­тиво­пос­тавле­ние мест­но­го и все­мир­но­го ве­дет лишь к ис­ка­жению пра­вос­лавно­го об­ра­за мыс­лей.

По­тому пред ли­цом роз­ни, сег­ре­гации и раз­де­лений мы со всей ре­шимостью воз­ве­ща­ем сло­во Пра­вос­ла­вия. Мы приз­на­ем, что ди­алог всег­да луч­ше конф­лик­та. Бегс­тво и изо­ляци­онизм не яв­ля­ют­ся на­шим вы­бором. Мы еще раз подт­вер­жда­ем, что наш долг — быть отк­ры­тыми для кон­такта с дру­гими людь­ми и ины­ми куль­ту­рами, хрис­ти­ана­ми дру­гих кон­фессий и пос­ле­дова­теля­ми иных ре­лигий.

9. Нес­мотря на все труд­ности, мы воз­ве­ща­ем бла­гую весть Бо­га, Ко­торый «так воз­лю­бил мир», что «оби­тал пос­ре­де нас». По­тому, мы, пра­вос­лавные, смот­рим в бу­дущее с на­деж­дой, и, нес­мотря на все нест­ро­ения, упо­ва­ем на «Все­дер­жи­теля… Ко­торый есть и был и гря­дет» (Откр. 1:8). Ибо мы пом­ним, что пос­леднее сло­во — сло­во ра­дос­ти, люб­ви и жиз­ни — ос­та­ет­ся за Ним. Ему же по­доба­ет сла­ва, честь и пок­ло­нение, ны­не и прис­но и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Вер­сия: мол­давс­каяук­ра­инс­кая

ДРУГИЕ НОВОСТИ