Сло­во – вла­дыка, ору­жие, ве­ра, ли­цо…

«Это ра­ци­она­лис­ты расс­триг­ли Сло­во Бо­жие на строч­ки и сло­ва, язык рас­толк­ли в зву­ки, ор­га­низм из­мель­чи­ли до мо­лекул, ду­шу раз­ло­жили в пу­чок ас­со­ци­аций и по­ток пси­хичес­ких сос­то­яний, Бо­га объяви­ли сис­те­мою ка­тего­рий, ве­ликих лю­дей оце­нили как ко­моч­ки, соб­равши­еся из пы­ли ве­ков…»

Ле­том 1917 г. Па­вел Алек­санд­ро­вич Фло­ренс­кий и Сер­гей Ни­кола­евич Бул­га­ков жи­ли в Аб­рамце­во. Ча­сами бе­седо­вали, бро­дя по аб­рамцевс­ким по­лям и лу­гам. Вот так, в бе­седе, их и изоб­ра­зил ху­дож­ник М. В. Нес­те­ров. Бул­га­ков за­дум­чив, пе­чален, мо­жет, пред­ви­дел раз­лу­ку с дру­гом, предс­то­ящее расс­та­вание с ро­диной? Фло­ренс­кий по­лон ве­ры в ра­зум­ность ми­ра, ра­дость бы­тия. До­гады­вал­ся ли он об опа­сени­ях Бул­га­кова? Пред­ви­дел ли, как тра­гич­но сло­жит­ся его жизнь? Друзья от­лично по­нима­ли и мыс­ли, и наст­ро­ение друг дру­га: С. Н. Бул­га­ков, гля­дя на нес­те­ровс­кий порт­рет, уз­рел в ли­це Пав­ла Алек­санд­ро­вича бла­годат­ную ти­хость и прос­ветлён­нолсть, в об­ра­зе Фло­ренс­ко­го – «не­божи­теля», ко­торый, од­на­ко, был сы­ном и зем­ли, её тя­готы из­ве­дал и пре­одо­лел сто­ичес­ки, в нём вов­се не бы­ло идил­ли­чес­кой на­ив­ности и при­митив­ности; – ре­волю­ция не ста­ла не­ожи­дан­ностью для от­ца Пав­ла.

Сер­гей Ни­кола­евич, свя­щен­ник и фи­лософ, дал та­кую ха­рак­те­рис­ти­ку Фло­ренс­ко­му: «В на­уч­ном об­ли­ке о. Пав­ла всег­да по­ража­ло пол­ное ов­ла­дение пред­ме­том, чуж­дое вся­кого ди­летан­тизма, а по ши­роте сво­их на­уч­ных ин­те­ресов он яв­ля­ет­ся ред­ким и иск­лю­читель­ным по­лигист­ром (всез­на­ющим че­лове­ком), всю ме­ру ко­торо­го да­же не­воз­можно оп­ре­делить за от­сутс­тви­ем у нас пол­ных для это­го дан­ных. Он бо­лее все­го на­поми­на­ет ти­тани­чес­кие об­ра­зы Воз­рожде­ния!»

Вок­руг судь­бы Фло­ренс­ко­го выст­ра­ивают­ся мно­гие на­ши вер­сии и воп­ро­сы: как мог он, вос­пи­тан­ный в не­рели­ги­оз­ной семье, пе­режив­ший ис­ку­сы бо­го­ис­ка­тель­ства, прид­ти к тра­дици­он­ной ве­ре де­дов – Цер­ковно­му Пра­вос­ла­вию? Как мог он сов­ме­щать свя­щенс­тво (при­нятое в 1911 го­ду) с за­няти­ями фи­зикой, ма­тема­тикой, ин­же­нери­ей, на­конец, атом­ной энер­ге­тикой? Как уда­лось ему при ог­ромной за­нятос­ти соз­дать та­кую гар­мо­нич­ную семью и ус­пе­вать в каж­дом из сво­их пя­терых де­тей ви­деть лич­ность и бе­реж­но вос­пи­тывать её? Сво­ей судь­бой, пос­ледни­ми му­чени­чес­ки­ми го­дами в Бам­ла­ге, на Со­лов­ках и без­вест­ной му­чени­чес­кой смертью отец Па­вел зас­ви­детель­ство­вал – со­зида­ние ду­ши и ми­ра воз­можно всю­ду (по сло­вам Псал­мо­пев­ца «Аще и сни­ду во ад – и там есть Ты»), по­тому что твор­чест­во не в по­каз­ной борь­бе с си­лами зла, в «в тру­довом от­но­шении к ми­ру» и «при­кос­но­вении го­лой ду­ши к го­лой ду­ше» – так в Ско­воро­дине он де­лал отк­ры­тия по веч­ной мерз­ло­те, на Со­лов­ках соз­дал за­вод, пи­сал сти­хи, про­водил за­нятия с со­лагер­ни­ками.

Ин­те­рес к ис­кусс­тву при­шёл к Фло­ренс­ко­му в детс­тве: в его семье лю­били чи­тать Пуш­ки­на, Лер­монто­ва, Дик­кенса, Шекс­пи­ра, Гё­те; с ув­ле­чени­ем слу­шали му­зыку Ба­ха, Гай­дна, Мо­цар­та, Бет­хо­вена, ро­ман­сы Шу­бер­та и Глин­ки. «Толь­ко это и есть нас­то­ящая му­зыка, – зак­ре­пилось во мне с са­мого детс­тва», – вспо­минал Фло­ренс­кий. Он был да­же убеж­дён, что му­зыка – его ис­тинное приз­ва­ние, а что «все ос­таль­ные за­нятия бы­ли лишь сур­ро­гатом то­го, му­зыкаль­но­го».

В гим­на­зии Фло­ренс­кий ув­лёкся фи­зикой, ге­оло­ги­ей, аст­ро­номи­ей, ма­тема­тикой, иност­ран­ны­ми язы­ками. За­вёл тет­ра­ди «Экс­пе­римен­таль­ные исс­ле­дова­ния» (как это де­лал Фа­радей) и за­носил в них наб­лю­дения над при­родой, ге­оло­гичес­кие, ми­нера­логи­чес­кие и ар­хе­оло­гичес­кие све­дения, свои опы­ты и мыс­ли. Са­мос­то­ятель­но изу­чал за­коны дви­жения Ньюто­на, те­ории от­но­ситель­нос­ти и маг­не­тиз­ма Зем­ли. Сам из­го­тов­лял инс­тру­мен­ты, при­боры для сво­их опы­тов. В 1900 г. Фло­ренс­кий пос­ту­пил на фи­зико-ма­тема­тичес­кий фа­куль­тет Мос­ковс­ко­го уни­вер­си­тета.

Пос­ле окон­ча­ния уни­вер­си­тета Фло­ренс­ко­му пред­ло­жили ос­тать­ся при ка­фед­ре ма­тема­тики. Но по­рыв к зна­ни­ям, стрем­ле­ние поз­нать выс­шую ис­ти­ну, це­леназ­на­чение че­лове­ка у Фло­ренс­ко­го бы­ли столь ве­лики, что он про­дол­жа­ет учить­ся, пос­ту­па­ет в Мос­ковс­кую Ду­хов­ную Ака­демию. Ста­новит­ся ма­гист­ром бо­гос­ло­вия, про­фес­со­ром фи­лосо­фии, про­фес­со­ром жи­вопи­си, он – ма­тема­тик, фи­зик, ин­же­нер-элект­рон­щик, аст­ро­ном, хи­мик; он – ис­то­рик ис­кусс­тва, по­эт, му­зыкант, по­лиг­лот.

В 20-х го­дах П. А. Фло­ренс­кий при­нима­ет учас­тие в ра­боте над пла­ном ГО­ЭЛ­РО, ру­ково­дит ла­бора­тори­ей ис­пы­тания ма­тери­алов, ре­дак­ти­ру­ет «Тех­ни­чес­кую эн­цикло­педию», пи­шет кни­ги «Мни­мос­ти в ге­омет­рии», «Ди­элект­ри­ки и их тех­ни­чес­кое при­мене­ние», од­новре­мен­но за­кан­чи­вая «У во­дораз­де­лов мыс­ли». Свою на­уч­но-исс­ле­дова­тель­скую и про­из­водс­твен­ную де­ятель­ность Фло­ренс­кий не прек­ра­ща­ет да­же в тя­желей­ших ус­ло­ви­ях ссыл­ки: в Си­бири ра­бота­ет на мерз­лот­ной стан­ции, на Со­лов­ках соз­да­ёт за­вод по про­из­водс­тву йода и агар-ага­ра (хи­мичес­кое ве­щест­во, не­об­хо­димое в би­оло­гии и кон­ди­терс­кой про­мыш­леннос­ти) из морс­ких во­дорос­лей, ста­новит­ся ав­то­ром ря­да отк­ры­тий и изоб­ре­тений…

Вер­нёмся к ха­рак­те­рис­ти­ке П. А. Фло­ренс­ко­го, дан­ной С. Н. Бул­га­ковым: «Всё, что мо­жет быть ска­зано об иск­лю­читель­ной на­уч­ной ода­рён­ности о. Пав­ла, как и об его са­мобыт­ности, в си­лу ко­торой он всег­да имел своё сло­во, как не­кое отк­ро­вение обо всём, яв­ля­ет­ся всё-та­ки вто­рос­те­пен­ным и не­сущест­вен­ным, ес­ли не знать о нём са­мого глав­но­го. Ду­хов­ным же цент­ром его лич­ности, тем солн­цем, ко­торым ос­ве­щались все его да­ры, бы­ло его свя­щенс­тво».

Сам Па­вел Алек­санд­ро­вич вспо­минал, как за­си­ял ему свет ис­ти­ны: в ми­нуту от­ча­яния, глу­боко­го внут­ренне­го пе­рело­ма, – «…в это мгно­вение тон­чай­ший луч, ко­торый был не то зри­мым све­том, не то – нес­лы­шан­ным зву­ком, про­из­нёс имя – Бог. Это не бы­ло ещё ни оси­яние, ни воз­рожде­ние, а толь­ко весть о воз­можном све­те… Мне это бы­ло отк­ро­вени­ем, отк­ры­ти­ем, пот­ря­сени­ем, уда­ром: “Нет, нель­зя жить без Бо­га!”»

Об­ре­тя ду­хов­ную ис­ти­ну, Фло­ренс­кий без­бо­яз­ненно и не­ус­танно по­шёл по но­вому пу­ти, не­ся сло­во божье лю­дям, ут­верж­дал его всей сво­ей жизнью, сво­им вы­да­ющим­ся та­лан­том пи­сате­ля, фи­лосо­фа, бо­гос­ло­ва, лек­то­ра.

Сов­ре­мен­ни­ки вспо­мина­ли, что на лек­ции Фло­ренс­ко­го всег­да со­бира­лось ог­ромное ко­личест­во слу­шате­лей: сто­яли в про­ходах, вдоль стен, си­дели на по­докон­ни­ках, тол­пи­лись око­ло две­рей. А как слу­шали Пав­ла Алек­санд­ро­вича! Вни­мали каж­до­му сло­ву, чут­ко ло­вили его мыс­ли и об­ра­зы, бы­ли под оба­янием его ма­гичес­кой ре­чи: этот уди­витель­ный че­ловек выс­ка­зывал са­мые экс­тра­вагант­ные мыс­ли…

«В по­ряд­ке ис­то­ричес­ком счи­таю для ре­лигии вы­год­ным и да­же не­об­хо­димым прой­ти че­рез труд­ную по­лосу Ис­то­рии».

«Каж­дое моё сло­во есть отк­ро­вение. Ко­неч­но, не в смыс­ле при­тяза­ний на выс­шую ду­хов­ную ис­ти­ну, да­же и не в смыс­ле неп­ре­мен­ной пра­виль­нос­ти, но всё-та­ки отк­ро­вение».

«Ус­той­чи­вость че­лове­чест­ва – в од­них и тех же по­роках и од­них и тех же бедс­тви­ях на про­тяже­нии ве­ков».

«Ве­ра в сис­те­му есть су­еве­рие».

«Лю­бовь к дру­гому есть кра­сота».

«Сло­во есть сам го­воря­щий».

«Я ве­рю в рай­скую цель­ность твор­чест­ва в лю­бую эпо­ху».

«Соз­на­ние но­вой сущ­ности тре­бу­ет сво­бод­но­го под­ви­га».

«Че­ловек есть бес­ко­неч­ность».

«Муд­рость – в уме­нии се­бя ог­ра­ничить и по­нима­нии сво­ей дей­стви­тель­ной си­лы».

«Ис­тинная фи­лосо­фия мо­жет су­щест­во­вать толь­ко в со­юзе с не­бом, ибо ис­тинное зва­ние жи­вёт и пи­та­ет­ся не зем­лёю, а не­бом».

«На­чаток и центр ис­куплён­ной тва­ри – Те­ло Гос­по­да Иису­са Хрис­та – твар­ное ес­тест­во, восп­ри­нятое Бо­жест­вен­ным Сло­вом».

«Че­ловек не­ис­товс­тву­ет ра­ди не­ис­товс­тва. Це­пи твёр­дой влас­ти до из­вест­ной сте­пени сдер­жи­ва­ют его, но тог­да че­ловек на­чина­ет ухищ­рять­ся сде­лать то же, об­хо­дя за­кон, в бо­лее тон­кой фор­ме».

«Сло­во, как де­ятель­ность поз­на­ния, вы­водит ум за пре­делы субъек­тивнос­ти и соп­ри­каса­ет с ми­ром, что по ту сто­рону на­ших собс­твен­ных пси­хофи­зи­оло­гичес­ких сос­то­яний».

Не прав­да ли, до­рогой чи­татель, эти мыс­ли П. А. Фло­ренс­ко­го зас­тавля­ют ду­мать, раз­мышлять, с чем-то сог­ла­шать­ся, в чём-то воз­ра­жать ав­то­ру? И хо­чет­ся ве­рить, вмес­те с С. Н. Бул­га­ковым, что тру­ды П. А. Фло­ренс­ко­го не за­будут­ся в Рос­сии пос­ти­жимой и в ве­ке ны­неш­нем, ко­торый на­чал­ся ой как тяж­ко, неп­росто, но в ко­тором нич­то цен­ное не долж­но про­пасть, но долж­но пре­ум­но­жить­ся, по­тому что «де­ла пра­вед­ни­ка идут за ним» – пос­коль­ку де­ла и имя пра­вед­ни­ка «есть сло­во, да­же сгу­щён­ное сло­во; и по­тому, как вся­кое сло­во, но в боль­шей сте­пени, оно есть не­ус­танная иг­ра­ющая энер­гия ду­ха».

В пос­леднем пись­ме с Со­лов­ков Фло­ренс­кий с на­деж­дой го­ворит, как бы приг­ла­шая нас к ди­ало­гу: «В кон­це кон­цов таю́ ра­дость в мыс­ли, что ког­да бу­дущее с дру­гого кон­ца по­дой­дёт к то­му же, то ска­жут: «Ока­зыва­ет­ся, в 1937 го­ду уже та­кой-то NN выс­ка­зывал те же мыс­ли, на ста­ромод­ном для нас язы­ке. Уди­витель­но, как тог­да мог­ли до­думать­ся до на­ших мыс­лей!» И по­жалуй, уст­ро­ят ещё юби­лей или по­мин­ки, ко­торым я бу­ду лишь по­тешать­ся. Все эти по­мин­ки че­рез 100 лет уди­витель­но вы­соко­мер­ны…»

Мно­гие ве­ликие сло­ва, ска­зан­ные Фло­ренс­ким, сбы­лись, раз­ве что кро­ме опа­сений вы­соко­мерия по­том­ков – до вы­соко­мерия ли нам пе­ред не­увя­да­ющей па­мятью о та­ких не­забы­ва­емых лю­дях, как отец Па­вел, тем бо­лее сей­час?.. – ведь Сло­во, по Фло­ренс­ко­му, – это «бес­ко­неч­ная еди­ница», объеди­ня­ющая си­ла-субс­тан­ция, внут­реннюю мощь ко­торой пос­ти­га­ет ку­дес­ник в сво­ём вол­хо­вании, фор­ми­руя та­ким об­ра­зом са­мо бы­тие ве­щей; Сло­во – че­лове­чес­кая энер­гия, и ро­да че­лове­чес­ко­го, и от­дель­но­го ли­ца.

Част­ный Кор­респон­дент

ДРУГИЕ НОВОСТИ