Ис­полни­лось 160 лет со дня рож­де­ния ве­лико­го русс­ко­го ис­то­рика Ва­силия Ва­сильеви­ча Бо­лото­ва

12 ян­ва­ря, ис­полня­ет­ся 160 лет со дня рож­де­ния ве­лико­го русс­ко­го ис­то­рика Ва­силия Ва­сильеви­ча Бо­лото­ва. О нем расс­ка­зыва­ет Юрий Ива­нович Ру­бан, кан­ди­дат ис­то­ричес­ких на­ук и кан­ди­дат бо­гос­ло­вия, до­цент СПбГУ(1).

Од­нажды в 1880-е го­ды на пер­ро­не Вар­шавс­ко­го вок­за­ла Санкт-Пе­тер­бурга соб­ра­лась предс­та­ви­тель­ная де­лега­ция рос­сий­ских вос­то­кове­дов. По­езд ос­та­новил­ся, клу­бы па­ра рас­се­ялись, и все уви­дели «од­ну не­мец­кую зна­мени­тость». Ог­ля­дев встре­ча­ющих, тот про­из­нес: «Я от­шень хо­тель го­вориль из кос­по­дин про­фес­сор Бо­лотофф, я за то при­ехаль на Санкт-Пе­тер­бург. Мне нуж­на не­кото­рый кон­зуль­та­ци­он на эти­опс­кая хис­то­рия». «Вот как! — вос­хи­щен­но воск­ли­цал расс­каз­чик этой ис­то­рии А. В. Ко­ролев (уче­ник Б. А. Ту­ра­ева). — А дол­жен вам ска­зать, что в уче­ных кру­гах Бо­лото­ва зна­ли ма­ло, и вдруг вы­яс­ня­ет­ся, что из-за гра­ницы к не­му ез­дят кон­суль­ти­ровать­ся по ис­то­рии Эфи­опии! Предс­тав­ля­ете се­бе, ка­кие бы­ли фи­зи­оно­мии у мно­гих на­ших! <…> Ну, по­том уж Бо­лото­ва уз­на­ли хо­рошо».

«Ис­то­ричес­кие мо­золи»

Жизнь это­го че­лове­ка, «лю­бимо­го де­тища С.-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной ака­демии», бед­на внеш­ни­ми со­быти­ями, а его про­ис­хожде­ние — на­рочи­то «прос­тое», не да­ющее пра­ва го­ворить о се­мей­ных на­уч­ных тра­дици­ях и про­чих ге­нети­чес­ких пре­иму­щест­вах. Бог слов­но бы на­роч­но изб­рал имен­но его стать ве­личай­шим русс­ким ис­то­риком Церк­ви и тем ещё раз на­пом­нить о сво­боде про­рочес­ко­го да­ра, как в слу­чае с крестьяни­ном Амо­сом, став­шим пер­вым в че­реде ве­ликих про­роков-пи­сате­лей.

Ва­силий Ва­сильевич ро­дил­ся в ка­нун па­мяти Ва­силия Ве­лико­го(2) и впол­не оп­равдал ти­тул сво­его свя­того. Это про­изош­ло 31 де­каб­ря 1853 (12 ян­ва­ря 1854) го­да в се­ле Кра­вотынь Ос­ташковс­ко­го уез­да Тверс­кой гу­бер­нии, в семье при­чёт­ни­ка (да­же не ди­ако­на!) Тро­иц­ко­го со­бора в Ос­ташко­ве Ва­силия Ти­мофе­еви­ча, по­гиб­ше­го не­задол­го до рож­де­ния сы­на. Си­рота «Ва­сильюш­ка», как его на­зыва­ла мать, Ма­рия Ива­нов­на, по­лучил пра­во уче­бы за ка­зён­ный счет, окон­чил 1875 го­ду Тверс­кую Ду­хов­ную се­мина­рию и про­виден­ци­аль­но пос­ту­пил имен­но в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­демию на цер­ковно-ис­то­ричес­кое от­де­ление. Здесь он смог впол­не ре­али­зовать свои ин­те­ресы, влек­шие его «в об­ласть ис­то­рии Хрис­ти­анс­ко­го Вос­то­ка в ши­роком смыс­ле (не гре­чес­ко­го лишь)» (А. И. Брил­ли­ан­тов).

При­леж­ный сту­дент сра­зу же об­ра­тил вни­мание нас­тавни­ков сво­ими фе­номе­наль­ны­ми спо­соб­ностя­ми, по­это­му, ког­да пос­ле смер­ти про­фес­со­ра И. В. Чель­цо­ва (в мар­те 1878 го­да) ов­до­вела ка­фед­ра цер­ковной ис­то­рии, то про­фес­сор И. Е. Тро­иц­кий пред­ло­жил ос­та­вить её ва­кант­ной до тех пор, по­ка третьекурс­ник Ва­силий Бо­лотов не окон­чит ака­демию и не за­щитит ма­гис­терс­кую дис­серта­цию. В но­яб­ре 1879 го­да мо­лодой до­цент Бо­лотов за­нима­ет эту ка­фед­ру и слу­жит на ней до са­мой смер­ти; в 1884 го­ду он по­луча­ет зва­ние экс­тра­ор­ди­нар­но­го, а в 1896 го­ду, пос­ле прис­во­ения ему сте­пени док­то­ра цер­ковной ис­то­рии ho­noris ca­usa, — ор­ди­нар­но­го про­фес­со­ра.

Хо­тя Бо­лотов и был «зат­ворник», но не мог се­бе поз­во­лить толь­ко ка­бинет­ный труд. К его эру­диции при­бега­ли выс­шие цер­ковные влас­ти и светс­кое пра­витель­ство. С де­каб­ря 1892 го­да он ра­бота­ет в Ко­мис­сии по ста­рока­толи­че­ско­му воп­ро­су, а так­же при­нима­ет учас­тие в со­вер­шившем­ся в 1898 го­ду при­со­еди­нении к Пра­вос­лавной Церк­ви си­ро-хал­дей­ских нес­то­ри­ан. За пе­рево­ды дип­ло­мати­чес­кой пе­репис­ки с эфи­опс­ких язы­ков он дос­рочно по­лучил чин дей­стви­тель­но­го статс­ко­го со­вет­ни­ка. Приз­на­ни­ем уче­ных зас­луг на все­рос­сий­ском уров­не ста­ло изб­ра­ние его в 1893 го­ду чле­ном-кор­респон­дентом Им­пе­раторс­кой Ака­демии на­ук по раз­ря­ду ис­то­рико-по­лити­чес­ких на­ук. На­конец, в 1899 го­ду Бо­лотов ра­ботал в возг­лав­ля­емой Д. И. Мен­де­ле­евым Ко­мис­сии по ре­фор­ме ка­лен­да­ря, удив­ляя всех нез­до­ровым цве­том сво­его ли­ца (как у зат­вор­ни­ка) и сво­ими не­веро­ят­ны­ми для «гу­мани­тария» ма­тема­тичес­ки­ми поз­на­ни­ями.

О Ва­силии Бо­лото­ве го­вори­ли, что он со­еди­нял в се­бе Ду­хов­ную ака­дем­ию и Уни­вер­си­тет — бо­гос­ловс­кие зна­ния, пи­та­емые ве­рой, с фе­номе­наль­ной эру­дици­ей в об­ласти фи­лоло­гии, ис­точни­кове­дения и вспо­мога­тель­ных ис­то­ричес­ких дис­циплин. По сво­ему на­уч­но­му по­тен­ци­алу он не ус­ту­пал «са­мому» ака­деми­ку Бо­рису Алек­санд­ро­вичу Ту­ра­еву († 1920), зна­мени­тому про­фес­со­ру С.-Пе­тер­бург­ско­го (Пет­роградс­ко­го) уни­вер­си­тета, и мог бы сде­лать «блес­тя­щую карьеру», но пред­по­чел ос­тать­ся скром­ным про­фес­со­ром Ду­хов­ной Ака­демии. Ког­да Ту­ра­ев, с ко­торым они вмес­те за­нима­лись эфи­опс­ки­ми ли­тур­ги­чес­ки­ми текс­та­ми, приг­ла­сил его пе­рей­ти в Уни­вер­си­тет, то Бо­лотов с при­сущей ему иро­ни­ей от­ве­тил, что «серьез­но со­бира­ет­ся ещё в XIX ве­ке уме­реть и ос­тать­ся вер­ным сы­ном XIX сто­летия». Так и слу­чилось: он скон­чался в Ве­ликую сре­ду, 5 (18) ап­ре­ля 1900 го­да и упо­ко­ил­ся на Ни­коль­ском клад­би­ще Алек­санд­ро-Невс­кой лав­ры. Его пос­ледни­ми сло­вами бы­ли воск­ли­цания: «Как прек­расны пос­ледние ми­нуты! Иду ко крес­ту! Хрис­тос идет!».

Врач, ос­матри­вав­ший те­ло по­кой­но­го, с удив­ле­ни­ем об­на­ружил у не­го на ле­вом бед­ре об­ширную зас­та­релую мо­золь. По­том кто-то вспом­нил расс­каз Бо­лото­ва о том, что, ра­ботая с ог­ромны­ми древ­ни­ми фо­ли­ан­та­ми, он «имел обык­но­вение» упи­рать их в бед­ро и «схо­ду ска­тывать в тет­радь» не­об­хо­димые для даль­ней­шей ра­боты текс­ты. Мо­золи бы­ва­ют не толь­ко у груз­чи­ков и чер­но­рабо­чих…

Фи­лолог? Ис­то­рик? Бо­гос­лов?

Са­ма Ис­то­рия оп­ре­дели­ла сво­ему вер­но­му слу­жите­лю ти­тул «ис­то­рика» с эпи­тетом «ве­ликий». Это так, ведь он за­нимал ка­фед­ру ис­то­рии Древ­ней Церк­ви.

С дру­гой сто­роны, зна­комс­тво со спис­ком хо­тя бы опуб­ли­кован­ных ра­бот Бо­лото­ва зас­тавля­ет приз­нать в нем не сов­сем обыч­но­го в на­шем по­нима­нии «ис­то­рика-гу­мани­тария». Дей­стви­тель­но, он был не слад­ко­речи­вым ска­зите­лем-по­пуля­риза­тором (как Фре­дерик Фар­рар или А. П. Ле­бедев), но, нап­ро­тив, ви­дел свое пред­назна­чение в том, что­бы быть «лишь стро­гим до су­хос­ти <…> уче­ным исс­ле­дова­телем», и пред­назна­чал свои со­чине­ния «чи­тате­лям по­лета са­мого вы­соко­го или пэ­рам по по­ложе­нию и ору­жию». При этом он сле­довал ин­дий­ской пос­ло­вице: «Муд­ре­ца воз­можность сок­ра­тить свои пи­сания на полс­ло­га ра­ду­ет боль­ше, чем рож­де­ние сы­на»! (По­это­му он не пред­по­лагал к из­да­нию свои ве­лико­леп­ные «Лек­ции», и мы бу­дем веч­но бла­годар­ны его уче­нику и пре­ем­ни­ку по ка­фед­ре А. И. Брил­ли­ан­то­ву, вы­вед­ше­му их в свет.) Ва­силий Бо­лотов, по его сло­вам, стре­мил­ся ска­зать «что-ни­будь но­вень­кое в за­ез­женной вся­кими по­соби­ями» древ­ней цер­ковной ис­то­рии и по­тому ос­но­вывал свои ра­боты на ори­гиналь­ных текс­тах. В пла­не ме­тодо­логии он при­над­ле­жал к пле­яде эн­цикло­педис­тов-фи­лоло­гов в са­мом ши­роком смыс­ле. «Та­кой фи­лолог обя­зывал­ся знать в са­мом бук­валь­ном смыс­ле сло­ва всё – коль ско­ро всё в прин­ци­пе мо­жет пот­ре­бовать­ся для про­яс­не­ния то­го или ино­го текс­та» (С. С. Аве­рин­цев).

От­сю­да — наш по­нят­ный вос­торг, за­печат­ленный длин­ным пе­реч­нем язы­ков, на ко­торых чи­тал Бо­лотов (вплоть до иерог­ли­фики и кли­нопи­си), и «спе­ци­аль­ных» воп­ро­сов, зат­ро­нутых с ка­жущей­ся не­пос­вя­щен­но­му арис­токра­тичес­кой неб­режностью и раз­ре­шен­ных с олим­пий­ской блис­та­тель­ностью. Для са­мого же Бо­лото­ва — это эле­мен­тарное ус­ло­вие si­ne qua non ра­боты бо­гос­ло­ва, же­ла­юще­го по­нять то, что хо­тели ска­зать ве­ликие От­цы Церк­ви, фор­ми­ровав­шие дог­ма­тику эпо­хи Все­ленс­ких со­боров. Ис­то­рик стре­мит­ся, нас­коль­ко это воз­можно, про­ник­нуть в соз­на­ние древ­не­го ав­то­ра, жив­ше­го в осо­бом ис­то­ричес­ком кон­текс­те, а не под­ме­нять его мыс­ли сво­ими про­из­воль­ны­ми суж­де­ни­ями. Единс­твен­ное ус­ло­вие для это­го — об­ра­щение к язы­ку и куль­тур­ным тра­дици­ям изу­ча­емо­го ав­то­ра. Бо­лотов не­даром под­черки­вал, что на­ше сло­во «ис­то­рик» про­ис­хо­дит от гре­чес­ко­гоистор — то есть «сви­детель»! Это юри­дичес­кий тер­мин. Чест­ный ис­то­рик ста­вит пе­ред со­бой цель: «знать как зна­ет сви­детель». Ис­то­рик — «су­дия», ко­торым уп­равля­ют фак­ты, а не он ими.

По­это­му не­воз­можно от­де­лить Бо­лото­ва-бо­гос­ло­ва от Бо­лото­ва-ис­то­рика и фи­лоло­га, а тем бо­лее уп­ре­кать его в том, что он — «не­дос­та­точ­но бо­гос­лов», как де­ла­ют не­кото­рые предс­та­вите­ли «пуб­ли­цис­ти­чес­кой» шко­лы. Для Бо­лото­ва на­уч­ный инс­тру­мен­та­рий — не цель, а средс­тво для ре­конс­трук­ции под­лин­ной цер­ковной жиз­ни, для по­нима­ния ис­то­рии бо­гос­ловс­кой мыс­ли Церк­ви. Уче­ный блес­тя­ще до­казал это уже сво­ей ма­гис­терс­кой дис­серта­ци­ей «Уче­ние Ори­гена о Свя­той Тро­ице» (1879), ко­торая и «по сей день ос­та­ет­ся луч­шим из­ло­же­ни­ем три­нитар­ных взгля­дов Ори­гена» (про­то­иерей Ге­ор­гий Фло­ровс­кий). А че­го сто­ит ге­ни­аль­ное в сво­ем ла­кониз­ме (как фор­му­ла Аль­бер­та Энш­тей­на) раз­ре­шение «проб­ле­мы» Fi­li­oque уже в его «Лек­ци­ях»! «В уче­нии о Свя­том Ду­хе мы рас­хо­дим­ся с ла­тиня­нами имен­но в тер­ми­ноло­гии». Они «удер­жа­ли ста­рый тер­мин ex subs­tan­tia и для них ис­хожде­ние Свя­того Ду­ха предс­тав­ля­лось как ac­tus subs­tan­ti­ae. По­это­му для них ес­тест­вен­нымбы­ло тре­бова­ние, что­бы и Сын мыс­лился как из­во­дящий Свя­того Ду­ха, ибо су­щест­во От­ца и Сы­на — од­но и то же (ex ut­ro­que, ex Pat­re Fi­li­oque). <…> Та­ким об­ра­зом, меж­ду на­ми и ла­тиня­нами раз­ли­чие зак­лю­ча­ет­ся в глу­бине мыс­ли: для нас ис­хожде­ние Свя­того Ду­ха есть акт ипос­та­си, а для ла­тинян — акт су­щест­ва». Так мог ска­зать толь­ко фи­лолог.

Бо­лотов спра­вед­ли­во счи­тал ис­то­рию на­укой ho­noris ca­usa и кри­тичес­ки оце­нивал сос­то­яние ис­точни­кове­дения сво­его вре­мени. По­это­му он не стре­мил­ся пост­ро­ить «строй­ное впол­не за­кон­ченное зда­ние» (тем бо­лее «на пес­ке», как это пы­та­ют­ся де­лать мно­гие ис­то­рики-ро­манис­ты) и срав­ни­вал ис­то­рика не с ар­хи­тек­то­ром, а ско­рее с ре­мес­ленни­ком, зак­ла­дыва­ющим проч­ный фун­да­мент из твер­до ус­та­нов­ленных фак­тов и со­бытий. В этом он был со­лида­рен со сво­им сов­ре­мен­ни­ком А. А. Дмит­ри­евс­ким, зна­мени­тым исс­ле­дова­телем ли­тур­ги­чес­ких ру­копи­сей, ко­торый счи­тал, что сов­ре­мен­ная на­ука нуж­да­ет­ся «в чер­но­рабо­чих ру­ках, в тру­жени­ках, <…> а бе­ловая <…> ра­бота — де­ло ещё от­да­лен­но­го бу­дуще­го». Умер­ший в 46 лет Ва­силий Бо­лотов был имен­но та­ким скром­ным тру­жени­ком…

Б. А. Ту­ра­ев точ­но за­метил, что Бо­лотов явил­ся в на­уке как бы «сам по се­бе», воз­ник без под­го­тов­ки и ушёл без про­дол­же­ния. Да, эпо­ха та­ких ти­танов-эн­цикло­педис­тов прош­ла, но ник­то не от­ме­нял бо­лотовс­ких прин­ци­пов на­уч­ной ра­боты, без соб­лю­дения ко­торых ни­какая шко­ла — ду­хов­ная или светс­кая — не мо­жет быть дей­стви­тель­но «выс­шей». Но предп­ри­нима­ют­ся ли по­пыт­ки на сов­ре­мен­ном уров­не восс­та­новить ве­ликие тра­диции, со­еди­нить в на­уч­ном ас­пекте Ду­хов­ную ака­демию и Уни­вер­си­тет? По­чему за­ново ус­та­нов­лен­ная бо­лее де­сяти лет на­зад на надг­ро­бии Ва­силия Бо­лото­ва ико­на его свя­того уже об­ветша­ла и выг­ля­дит как об­ли­чение? Ри­тори­чес­кие ли это воп­ро­сы? Ведь чтить па­мять ве­ликих пред­шест­вен­ни­ков — зна­чит не толь­ко по­сещать их мо­гилы по юби­ле­ям, но, в пер­вую оче­редь, — про­дол­жать их де­яния.

Юрий Ру­бан

Бла­года­рим Ю.И. Ру­бана за пре­дос­тавлен­ные ма­тери­алы. Пуб­ли­ку­ет­ся с не­боль­ши­ми сок­ра­щени­ями

Ин­форма­ци­он­ная служ­ба Пре­об­ра­женс­ко­го братс­тва

(1) О том, по­чему мы об­ра­тились имен­но к это­му ав­то­ру, мо­жет расс­ка­зать не­боль­шой эпи­зод из его жиз­ни, опи­сан­ный им са­мим. Речь идет о го­дах уче­бы Юрия Ру­бана в Ле­нинг­рад­ской ду­хов­ной ака­демии:

«Тог­да я был одер­жим иде­ей «внес­ти неч­то но­вое в цер­ковно-ис­то­ричес­кую на­уку» и бре­дил име­нем Ва­силия Ва­сильеви­ча Бо­лото­ва (1853–1900), ве­лико­го фи­лоло­га-ори­ен­та­лис­та и ис­то­рика Древ­ней Церк­ви. Его ве­лико­леп­ные «Лек­ции по ис­то­рии Древ­ней Церк­ви» и дру­гие ра­боты бы­ли мо­ими нас­толь­ны­ми кни­гами. Ни­чего по­доб­но­го с тех пор не по­яв­ля­лось и, бо­юсь, уже не по­явит­ся.

«Вла­дыко, не­уже­ли у нас ни­ког­да боль­ше не бу­дет Бо­лото­вых?!» — го­рест­но воп­ро­сил я од­нажды. «А вот ты, брат Ге­ор­гий, возь­ми и стань на­шим Бо­лото­вым. Я бла­гос­ловляю те­бя на это!» — проз­ву­чал не­ожи­дан­ный от­вет мит­ро­поли­та Ни­коди­ма (Ро­това). Не­выно­симым уко­ром зву­чат с тех пор эти сло­ва мне, ра­бу лу­каво­му и ле­ниво­му, осо­бен­но — в День Ан­ге­ла Ва­силия Ва­сильеви­ча (1/14 ян­ва­ря), ког­да в оди­ночест­ве стою у его зас­не­жен­ной мо­гилы».

(2) Па­мять Ва­силия Ве­лико­го по юли­анс­ко­му ка­лен­да­рю 1 ян­ва­ря (ста­рый Но­вый год) при­ходи­лась в ХIХ ве­ке на 13 ян­ва­ря по гри­гори­анс­ко­му.

 

По ма­тери­алам сай­та www.psmb.ru

ДРУГИЕ НОВОСТИ