Ин­тервью Мит­ро­поли­та Ас­та­най­ско­го и Ка­захс­тан­ско­го Алек­санд­ра: «В та­инс­тве Ев­ха­рис­тии чер­паю си­лы и ду­хов­ную ра­дость»

Ва­ше Вы­сокоп­ре­ос­вя­щенс­тво, за­кан­чи­ва­ет­ся 2013 год. Ка­кими осо­бо яр­ки­ми и ду­хов­но зна­чимы­ми со­быти­ями бы­ла от­ме­чена жизнь Ка­захс­тан­ско­го Мит­ро­поличьего Ок­ру­га?

 

2013 год во­шел в ис­то­рию Ка­захс­тан­ско­го Мит­ро­поличьего Ок­ру­га как вре­мя даль­ней­ше­го раз­ви­тия цер­ковной жиз­ни. На­ши хра­мы, бла­года­ря тру­дам пас­ты­рей и ак­тивных ми­рян, пос­те­пен­но ста­новят­ся цент­ра­ми ду­хов­ной жиз­ни го­родов, сел, ре­ги­онов. Бо­гос­лу­жеб­ная де­ятель­ность не мо­жет не со­четать­ся с про­веде­ни­ем  прос­ве­титель­ской, мо­лодеж­ной и со­ци­аль­ной ра­боты. Толь­ко при та­ком ус­ло­вии все мы – и свя­щен­нослу­жите­ли и при­хожа­не — смо­жем раск­рыть раз­личные та­лан­ты, дан­ные нам от Гос­по­да, и ис­полнить за­поведь о люб­ви к Бо­гу и ближ­не­му. Апос­тол Па­вел так го­ворит об этом: «Каж­до­му да­ет­ся про­яв­ле­ние Ду­ха на поль­зу. Од­но­му да­ет­ся Ду­хом сло­во муд­рости, дру­гому сло­во зна­ния…,ино­му ве­ра…, ино­му да­ры ис­це­лений, тем же Ду­хом» (1Кор. 12:7-9). 

Еще од­ним доб­рым сви­детель­ством раз­ви­тия цер­ковной жиз­ни яв­ля­ет­ся хра­мост­ро­итель­ство. Усер­ди­ем не­рав­но­душ­ных лю­дей со­зида­ют­ся но­вые церк­ви. В нес­коль­ких но­вопост­ро­ен­ных хра­мах — в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­тери «Всех скор­бя­щих ра­дость» в Ал­ма-Ате, в честь Рож­дест­ва Пред­те­чи Гос­подня Иоан­на в се­ле Ро­дина Ак­мо­линс­кой об­ласти, во имя рав­но­апос­толь­ной ца­рицы Еле­ны в по­сел­ке Пеш­ковка Кос­та­най­ской об­ласти – был со­вер­шен чин Ве­лико­го ос­вя­щения. 

В сто­лице Ка­захс­та­на – Ас­та­не – выст­ро­ен ду­хов­но-куль­тур­ный и ад­ми­нист­ра­тив­ный центр Мит­ро­поличьего Ок­ру­га име­ни рав­но­апос­толь­ных Ки­рил­ла и Ме­фодия. В Ус­пенс­ком ка­фед­раль­ном со­боре был ус­та­нов­лен ве­личест­вен­ный ико­нос­тас. В день па­мяти бла­говер­но­го кня­зя Алек­санд­ра Невс­ко­го ар­хи­пас­ты­ри Пра­вос­лавной Церк­ви Ка­захс­та­на при­няли учас­тие в тор­жест­вен­ной зак­ладке со­бор­ной ко­локоль­ни. 

В 2013 го­ду ис­полни­лось 10 лет со дня уч­режде­ния Ка­захс­тан­ско­го Мит­ро­поличьего Ок­ру­га. Глав­ным со­быти­ем го­да для всей пол­но­ты Пра­вос­лавной Церк­ви Ка­захс­та­на стал Съезд епис­ко­пата, ду­ховенс­тва, мо­нашест­ву­ющих и ми­рян Ок­ру­га, ко­торый про­шел 9 июня в Ас­та­не. На­вер­ное, ни­ког­да все пра­вос­лавные Ка­захс­та­на не ощу­щали се­бя в та­ком тес­ном единс­тве, как в этот день за об­щей мо­лит­вой. Празд­но­вание за­вер­ши­лось тор­жест­вен­ным соб­ра­ни­ем и кон­цертом ду­хов­ной и клас­си­чес­кой му­зыки. 

К чис­лу зна­чимых для Ок­ру­га со­бытий сле­ду­ет от­нести при­несе­ние в Ка­захс­тан час­ти­цы Жи­вот­во­ряще­го Крес­та Гос­подня из афонс­ко­го мо­нас­ты­ря Кут­лу­муш. Свя­тыня по­быва­ла в об­ласт­ных цент­рах стра­ны, где ей пок­ло­нились свы­ше трех­сот пя­тиде­сяти ты­сяч че­ловек. Ес­ли празд­но­вание 10-ле­тия уч­режде­ния Мит­ро­поличьего Ок­ру­га по­мог­ло нам ощу­тить единс­тво пра­вос­лавных ве­ру­ющих в Ка­захс­та­не, то при­несе­ние по­чита­емых во всем ми­ре свя­тынь да­ло воз­можность по­чувс­тво­вать пра­вос­лавным ка­захс­тан­цам единс­тво со Все­ленс­ким Пра­вос­ла­ви­ем. Эта прак­ти­ка бу­дет про­дол­жать­ся и в даль­ней­шем. 
Интервью Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра:  «В таинстве Евхаристии черпаю силы и духовную радость»

В ухо­дящем го­ду от­ме­чалось 10-ле­тие уч­режде­ния Мит­ро­поличьего Ок­ру­га Русс­кой Пра­вос­лавной Церк­ви в Рес­публи­ке Ка­захс­тан. Что из­ме­нилось за этот пе­ри­од в цер­ковной жиз­ни, ка­ковы ре­зуль­та­ты соз­да­ния но­вых епар­хий?

Де­сять лет по мер­кам ис­то­ричес­ко­го вре­мени – не­боль­шой срок, од­на­ко они вы­пали на пе­ри­од раз­ви­тия ка­захс­тан­ско­го об­щест­ва. Эти го­ды бы­ли бла­гоп­ри­ят­ны­ми для Пра­вос­лавной Церк­ви Ка­захс­та­на: отк­ры­вались хра­мы, фор­ми­рова­лись ос­новные прин­ци­пы ду­хов­но-прос­ве­титель­ско­го и со­ци­аль­но­го слу­жения, сре­ди при­хожан ста­ло боль­ше мо­лоде­жи. 

Но при ощу­тимых по­ложи­тель­ных из­ме­нени­ях в жиз­ни Пра­вос­ла­вия в Ка­захс­та­не, ни у епис­ко­пата, ни у свя­щен­нослу­жите­лей не воз­ни­ка­ет лож­но­го чувс­тва ус­по­ко­ен­ности или ка­кой-ли­бо эй­фо­рии. Все мы от­да­ем се­бе от­чет в том, что предс­то­ит еще мно­го пот­ру­дить­ся. Не­об­хо­димо при­ложить уси­лия, что­бы на­ша де­ятель­ность ста­ла сис­темной и пос­ле­дова­тель­ной.

Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ковс­кий и всея Ру­си Ки­рилл в сво­их выс­тупле­ни­ях пе­ред об­щест­вен­ностью под­черки­ва­ет, что ра­бота с мо­лодежью яв­ля­ет­ся од­ной из при­ори­тет­ных за­дач Русс­кой Пра­вос­лавной Церк­ви. Расс­ка­жите, по­жалуй­ста, о мо­лодеж­ной ра­боте в Ок­ру­ге.

От то­го, ка­кие уси­лия бу­дут при­лагать­ся се­год­ня в де­ле пра­вос­лавно­го вос­пи­тания под­раста­юще­го по­коле­ния, за­висит, кто завт­ра при­дет в на­ши хра­мы, ка­кими ду­хов­ны­ми и жиз­ненны­ми прин­ци­пами бу­дет ру­ководс­тво­вать­ся цер­ковный на­род в гря­дущие де­сяти­летия. 

В го­ды во­инс­тву­юще­го ате­из­ма мне по­пала в ру­ки од­на ан­ти­цер­ковная бро­шюра для мо­лодых лю­дей. Сре­ди ил­люст­ра­ций бы­ло две фо­тог­ра­фии – в по­лутем­ном хра­ме мо­лят­ся по­жилые жен­щи­ны с груст­ны­ми ли­цами, а ря­дом фо­то, на ко­тором предс­тав­ле­ны де­ти, ве­селя­щи­еся вок­руг но­вогод­ней ел­ки. Ан­ти­рели­ги­оз­ной про­паган­дой на­вязы­вались идеи о том, что ве­ра в Бо­га – удел по­жилых или ра­зоча­ровав­шихся в жиз­ни лю­дей, а мо­лоде­жи ре­лигия чуж­да и не­ин­те­рес­на. К счастью, те страш­ные вре­мена прош­ли, и мы са­ми ви­дим, что учас­тие в бо­гос­лу­жени­ях, мо­лит­ва, изу­чение Свя­щен­но­го Пи­сания и цер­ковной ис­то­рии прив­ле­ка­ют лю­дей са­мого раз­но­го воз­раста, в том чис­ле де­тей и под­рост­ков. Это не­сет им са­мое глав­ное – раск­ры­тие смыс­ла жиз­ни и уве­рен­ность в завт­раш­нем дне, ра­дость от об­ще­ния с Бо­гом, пра­виль­ное восп­ри­ятие ми­ра, твер­дость в нравс­твен­ном вы­боре.

Пра­вос­лавное мо­лодеж­ное слу­жение в Ок­ру­ге стро­ит­ся на ба­зе хра­мов и при­ходс­ких об­щин. Ус­пешно за­реко­мен­до­вали се­бя воск­рес­ные шко­лы и сис­те­ма мо­лодеж­ных клу­бов. Толь­ко в Ал­ма-Атинс­кой епар­хии в нас­то­ящее вре­мя 10 об­щин соз­да­ли мо­лодеж­ные ор­га­низа­ции, участ­ни­ки ко­торых со­бира­ют­ся вмес­те на раз­личные ме­роп­ри­ятия ду­хов­но-прос­ве­титель­ской, куль­тур­ной и со­ци­аль­ной нап­равлен­ности. Для то­го что­бы при­ходс­кие де­ти и под­рост­ки име­ли воз­можность об­щать­ся со сверс­тни­ками из дру­гих хра­мов мы ор­га­низо­выва­ем твор­ческие фес­ти­вали при­ходс­ких школ и лет­ние ла­геря. Сов­мест­ная мо­лит­ва, учас­тие в бо­гос­лу­жени­ях, ин­те­рес­ные кон­курсы, ве­селые со­рев­но­вания, кон­церт­ные прог­раммы де­ла­ют жизнь на­шей мо­лоде­жи на­сыщен­ной, а глав­ное – соз­да­ют пра­виль­ное восп­ри­ятие Пра­вос­ла­вия, как жиз­не­ут­верж­да­ющей ре­лигии, ко­торой чуж­до уны­ние и апа­тия. 

Глав­ным со­быти­ем го­да в сфе­ре мо­лодеж­но­го слу­жения тра­дици­он­но ос­та­ет­ся меж­ду­народ­ный фес­ти­валь «Ду­хов­ный сад Се­миречья». В этом го­ду он про­шел в июле близ го­рода Ал­ма-Аты и соб­рал бо­лее 1000 че­ловек со все­го Ка­захс­та­на и стран Ближ­не­го За­рубежья. Хо­тел бы выс­ка­зать осо­бые сло­ва приз­на­тель­нос­ти ру­ково­дите­лю ко­мис­сии Ок­ру­га по де­лам мо­лоде­жи игу­мену Иг­на­тию (Си­дорен­ко) и иным под­вижни­кам мо­лодеж­но­го слу­жения, ко­торые не жа­ле­ют сво­их сил на поп­ри­ще вос­пи­тания под­раста­юще­го по­коле­ния. «Что по­се­ет че­ловек, то и пож­нет» (Гал. 6:7), – го­ворит нам Свя­щен­ное Пи­сание. Мы мо­жем быть уве­рен­ны­ми в завт­раш­нем дне на­шей Церк­ви толь­ко в том слу­чае, ес­ли не жа­ле­ем сил в де­ле вос­пи­тания мо­лоде­жи. Хо­тел бы приз­вать всех пас­ты­рей и ми­рян ум­но­жить свои тру­ды в этом нап­равле­нии. 

Вла­дыка, на про­тяже­нии нес­коль­ких ме­сяцев не сти­ха­ют вол­не­ния  вок­руг пра­вос­лавно­го детс­ко­го при­юта в по­сел­ке им. Туй­ме­ба­ева. Ка­кова даль­ней­шая судь­ба Пра­вос­лавной оби­тели ми­лосер­дия?

По­зиция Пра­вос­лавной Церк­ви Ка­захс­та­на в от­но­шении Оби­тели ми­лосер­дия име­ни пре­подоб­но­го Сер­гия Ра­донежс­ко­го бы­ла чет­ко обоз­на­чена в за­яв­ле­нии пресс-служ­бы Ас­та­най­ско-Ал­ма­тинс­кой епар­хии. Этот до­кумент был опуб­ли­кован на на­шем офи­ци­аль­ном сай­те, а так­же предс­тав­лен на ос­новных ин­форма­ци­он­ных ин­тернет-пор­та­лах Ка­захс­та­на. 

Пе­чаль­но, что лю­ди, не име­ющие пол­но­го или дос­то­вер­но­го предс­тав­ле­ния о жиз­ни пра­вос­лавной Оби­тели ми­лосер­дия, дви­жимые лич­ны­ми ин­те­реса­ми, а по­рой и яв­ной неп­ри­язнью к Церк­ви, ста­ли расп­рос­тра­нять в СМИ са­мые не­веро­ят­ные слу­хи, вы­давая свои собс­твен­ные из­мышле­ния за свер­шивший­ся факт. Неп­ри­ят­но го­ворить об этом, но не судь­ба обез­до­лен­ных де­тей и по­жилых лю­дей так бес­по­ко­ит не­кото­рых жур­на­лис­тов и бло­геров, а лю­бовь к про­вока­ци­ям, к скан­да­лам. Всем тем, кто ра­ди собс­твен­ных рей­тин­гов, ра­ди соз­да­ния имид­жа «бор­ца за прав­ду» изв­ра­ща­ет или умал­чи­ва­ет фак­ты, хо­тел бы на­пом­нить сло­ва древ­не­го про­рока: «Го­ре тем, ко­торые зло на­зыва­ют доб­ром, и доб­ро — злом, ть­му по­чита­ют све­том, и свет — ть­мою» (Ис. 5:20).

Все предп­ри­нятые ме­ры, в том чис­ле и сме­на ру­ководс­тва Оби­тели ми­лосер­дия, име­ют од­ну лишь цель – исп­ра­вить до­пущен­ные ошиб­ки, на ко­торые не­од­нократ­но ука­зыва­ли ко­мис­сии из са­нэпи­демс­тан­ции, про­тиво­пожар­ной служ­бы и ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния, мак­си­маль­но обе­зопа­сить жизнь де­тей и по­жилых лю­дей, улуч­шить бы­товые ус­ло­вия и от­ла­дить вос­пи­татель­ный про­цесс.

Наш при­ют, рав­но как и дом прес­та­релых, воп­ре­ки прог­но­зам зло­пыха­телей, про­дол­жа­ют нор­маль­но су­щест­во­вать, жизнь в Оби­тели ми­лосер­дия идет сво­им че­редом. Наз­на­чен но­вый ди­рек­тор с выс­шим пе­даго­гичес­ким об­ра­зова­ни­ем, име­ющий боль­шой опыт при­ходс­кой и со­ци­аль­ной ра­боты — про­то­иерей Ев­ге­ний Бо­былев. Штат при­юта по­пол­ня­ет­ся ква­лифи­циро­ван­ны­ми кад­ра­ми, об­ла­да­ющи­ми на­выка­ми пре­пода­ватель­ской ра­боты с труд­ны­ми под­рост­ка­ми. Уве­рен, что в бли­жай­шее вре­мя все не­дос­татки в ра­боте при­юта, ко­торые и пос­лу­жили при­чиной сме­ны ди­рек­то­ра, бу­дут исп­рав­ле­ны и в жиз­ни Оби­тели ми­лосер­дия нач­нется но­вый этап. 

Как Гла­ва Пра­вос­лавной Церк­ви Ка­захс­та­на мо­гу за­явить, что бу­дут при­ложе­ны все уси­лия для сох­ра­нения и раз­ви­тия это­го уни­каль­но­го бла­гот­во­ритель­но­го уч­режде­ния. Ждем по­мощи всех, ко­му не­без­различ­на судь­ба си­рот и обез­до­лен­ных. Бу­дем ра­ды ви­деть доб­ро­хотов и бла­гот­во­рите­лей. 
Интервью Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра:  «В таинстве Евхаристии черпаю силы и духовную радость»

Кро­ме Оби­тели ми­лосер­дия име­ют­ся ли еще со­ци­аль­ные про­ек­ты?

В Ал­ма-Ате су­щест­ву­ет От­дел со­ци­аль­ной бла­гот­во­ритель­нос­ти. По­доб­ные от­де­лы ор­га­низо­ваны и в дру­гих епар­хи­ях Ка­захс­тан­ско­го Мит­ро­поличьего Ок­ру­га. В ря­де при­ходов ве­дет­ся ра­бота по уче­ту нуж­да­ющих­ся в со­ци­аль­ной под­держ­ке жи­вущих ря­дом с хра­мом лю­дей и ор­га­низо­выва­ет­ся для них не­об­хо­димая по­мощь, свя­щен­нослу­жите­лями и ми­ряна­ми для не­иму­щих со­бира­ют­ся де­неж­ные средс­тва, одеж­да, ле­карс­тва. Осо­бые бла­гот­во­ритель­ные ак­ции про­ходят в дни пос­тов и ве­ликих празд­ни­ков. Тра­дици­он­но епар­хи­ями ор­га­низу­ют­ся рож­дест­вен­ские ел­ки, кон­церты и спек­такли для де­тей из ма­ло­обес­пе­чен­ных се­мей и си­рот. 

В но­яб­ре 2013 го­да при Свя­то-Ни­коль­ском со­боре го­рода Ал­ма-Аты отк­рыт кри­зис­ный центр «Дом для Ма­мы».  Этот центр соз­дан для бе­ремен­ных и жен­щин с мла­ден­ца­ми, ока­зав­шимся в труд­ной жиз­ненной си­ту­ации. При ал­ма-атинс­ком хра­ме Хрис­та Спа­сите­ля идет ра­бота по ор­га­низа­ции бла­гот­во­ритель­но­го ме­дицинс­ко­го цент­ра име­ни свя­тите­ля и вра­ча Лу­ки, ар­хи­епис­ко­па Сим­фе­рополь­ско­го, где каж­дый нуж­да­ющий­ся в кон­суль­та­ции вра­ча или ле­чении смо­жет по­лучить ква­лифи­циро­ван­ную по­мощь. Ком­па­ния «Строй­Ре­ани­мация», за­нима­ющаяся ос­на­щени­ем ле­чеб­ных уч­режде­ний на тер­ри­тории Рос­сий­ской Фе­дера­ции, пе­реда­ла в дар на­шему пра­вос­лавно­му ме­дицинс­ко­му цент­ру уль­траз­ву­ковой ска­нер. Дан­ный ап­па­рат яв­ля­ет­ся на се­год­няшний день од­ним из луч­ших в Ал­ма-Ате.

В бла­гот­во­ритель­ных ак­ци­ях участ­ву­ют сту­ден­ты Ал­ма-Атинс­кой ду­хов­ной се­мина­рии. Сов­сем не­дав­но по бла­гос­ло­вению епис­ко­па Кас­ке­ленс­ко­го Ген­на­дия, рек­то­ра се­мина­рии, сту­ден­ты Ду­хов­ной шко­лы по­сети­ли детс­кое от­де­ление го­родс­ко­го Цент­ра по про­филак­ти­ке и борь­бе со СПИ­Дом в Ал­ма-Ате, где по­радо­вали ма­лень­ких па­ци­ен­тов те­ат­раль­ным предс­тав­ле­ни­ем.

Ра­бота­ет епар­хи­аль­ный «те­лефон до­верия», поз­во­нив по ко­торо­му каж­дый че­ловек, ока­зав­ший­ся в труд­ной жиз­ненной си­ту­ации, мо­жет по­об­щать­ся со свя­щен­ни­ком и по­лучить ду­хов­ную и пси­холо­гичес­кую под­держ­ку. Но­мер те­лефо­на: (727) 329-85-91.

Нас­то­ящим по­дар­ком к 10-ле­тию уч­режде­ния Мит­ро­поличьего Ок­ру­га ста­ло соз­да­ние ико­нос­та­са и на­чало рос­пи­си стен в глав­ном хра­ме Ка­захс­та­на — Ус­пенс­ком ка­фед­раль­ном со­боре Ас­та­ны. Бу­дет ли про­водить­ся ук­ра­шение ин­терьеров Воз­не­сенс­ко­го ка­фед­раль­но­го со­бора Юж­ной сто­лицы?

В пла­нах рос­пись Воз­не­сенс­ко­го ка­фед­раль­но­го со­бора. Уже соз­дан про­ект, и ра­бота бу­дет про­дол­же­на в 2014 го­ду. В 2015 го­ду от­ме­ча­ет­ся 20-ле­тие возв­ра­щения Воз­не­сенс­ко­го ка­фед­раль­но­го со­бора пра­вос­лавным ве­ру­ющим. В да­леком 1995 го­ду ука­зом Пре­зиден­та Ка­захс­та­на Н.А. На­зар­ба­ева ду­хов­ная, ис­то­ричес­кая и куль­тур­ная жем­чу­жина Се­миречья возв­ра­щена Русс­кой Пра­вос­лавной Церк­ви. Нур­султан Аби­шевич про­из­нес тог­да та­кие сло­ва: «Я ре­шил сде­лать по­дарок для всех пра­вос­лавных граж­дан мо­ей стра­ны: Воз­не­сенс­кий ка­фед­раль­ный со­бор в цент­ре Ал­ма-Аты, от­ня­тый со­ветс­кой властью семь­де­сят лет то­му на­зад у Пра­вос­лавной Церк­ви, пе­редать в веч­ное поль­зо­вание Пра­вос­лавной Церк­ви в на­шем го­сударс­тве».

К это­му зна­мена­тель­но­му юби­лею мы на­чали под­го­тов­ку уже сей­час. Из­дан бук­лет об ис­то­рии хра­ма и снят фильм «Ты ус­то­ял, со­бор!». Пла­ниру­ет­ся, что в рам­ках празд­но­вания бу­дут про­веде­ны выс­тавки, кон­церты, на­уч­ные кон­фе­рен­ции, пре­зен­то­ваны кни­ги, вы­пуще­ны му­зыкаль­ные и ви­део дис­ки.
Интервью Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра:  «В таинстве Евхаристии черпаю силы и духовную радость»

Как бу­дет празд­но­вать­ся в Ка­захс­та­не 700-ле­тие рож­де­ния пре­подоб­но­го Сер­гия Ра­донежс­ко­го?

В об­ра­щении Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла и Свя­щен­но­го Си­нода, пос­вя­щен­ном этой зна­мена­тель­ной да­те, так го­ворит­ся о пре­подоб­ном Сер­гии Ра­донежс­ком и зна­чении его жиз­ненно­го под­ви­га для пра­вос­лавных лю­дей: «Нам над­ле­жит стре­мить­ся к стя­жанию той люб­ви к Бо­гу и ближ­ним, той кро­тос­ти, нез­ло­бия и тру­долю­бия, ко­торые яв­ле­ны нам Пре­подоб­ным. Как ду­хов­ное за­веща­ние свя­того зву­чат ны­не его сло­ва, до­несен­ные до нас бла­гочес­ти­вым пре­дани­ем: «Лю­бовью и еди­нени­ем спа­сем­ся». Это на­зида­ние осо­бен­но ак­ту­аль­но се­год­ня. Мы — нас­ледни­ки Свя­той Ру­си, про­жива­ющие в раз­ных го­сударс­твах, но име­ющие об­щую ве­ру, ис­то­рию, и куль­ту­ру, — приз­ва­ны Бо­гом к вы­сокой от­ветс­твен­ности за сох­ра­нение бес­ценно­го сок­ро­вища пра­вос­лавной тра­диции, при­нятой на­ми от пред­ков. Мы приз­ва­ны де­лом и са­мой жизнью яв­лять «единс­тво ду­ха в со­юзе ми­ра» (Еф. 4:3), про­тивос­тоя роз­ни ве­ка се­го. Да­же в са­мые неп­ростые эпо­хи, вре­мена тяж­ких ис­пы­таний и ве­ликих скор­бей, игу­мен зем­ли Русс­кой ос­та­ет­ся для всех взыс­ку­ющих его по­мощи вер­ным ма­яком в бу­шу­ющем мо­ре жи­тей­ских страс­тей, ис­точни­ком уте­шения и на­деж­ды на всеб­ла­гой Про­мысл Гос­по­день, дей­ству­ющий од­но­му Ему ве­домы­ми пу­тями в судь­бе каж­до­го че­лове­ка и це­лых на­родов».

В Ка­захс­та­не празд­но­вание юби­лея пре­подоб­но­го уже на­чалось. 30 но­яб­ря прош­ла об­ра­зова­тель­ная кон­фе­рен­ция в го­роде Ал­ма-Ате – XV Фи­ларе­товс­кие чте­ния, в ко­торых при­няли учас­тие бо­лее 300 че­ловек. На Чте­ни­ях бы­ли предс­тав­ле­ны док­ла­ды, пос­вя­щен­ные жиз­ни и под­ви­гу пре­подоб­но­го Сер­гия Ра­донежс­ко­го. 

На всех при­ходах Пра­вос­лавной Церк­ви Ка­захс­та­на прой­дут ме­роп­ри­ятия, при­уро­чен­ные ко дню па­мяти Пре­подоб­но­го: детс­кие твор­ческие кон­курсы, кон­церты и, ко­неч­но, тор­жест­вен­ные бо­гос­лу­жения. В епар­хии Мит­ро­поличьего Ок­ру­га бу­дут при­несе­ны чест­ные мо­щи ав­вы Сер­гия и его чти­мая ико­на. 

Бла­гот­во­ритель­ный фонд сох­ра­нения ду­хов­но­го нас­ле­дия пре­подоб­но­го Сер­гия Ра­донежс­ко­го в 2014 го­ду сде­ла­ет для Пра­вос­лавной Церк­ви Ка­захс­та­на осо­бый по­дарок. В Ас­та­не на пло­щади пе­ред пра­вос­лавным ду­хов­но-куль­тур­ным цент­ром бу­дет возд­виг­нут па­мят­ник пре­подоб­но­му Сер­гию Ра­донежс­ко­му. В тор­жест­вен­ном ак­те отк­ры­тия мо­нумен­та при­мут учас­тие все ар­хи­пас­ты­ри Ка­захс­тан­ско­го Мит­ро­поличьего Ок­ру­га, свя­щен­нослу­жите­ли ка­захс­тан­ских епар­хий, предс­та­вите­ли го­сударс­твен­ной влас­ти, дип­ло­мати­чес­ких мис­сий и сто­лич­но­го аки­мата.

Ка­кими еще па­мят­ны­ми да­тами бу­дет оз­на­мено­ван 2014 год для пра­вос­лавных ка­захс­тан­цев?

В гря­дущем го­ду бу­дет от­ме­чать­ся 150-ле­тие со дня рож­де­ния свя­той пре­подоб­но­муче­ницы Ели­заве­ты Фе­доров­ны, мо­щи ко­торой уже дваж­ды по­быва­ли в на­шей стра­не. Жерт­вен­ное слу­жение пре­подоб­но­муче­ницы Ели­саве­ты бед­ным, боль­ным и си­ротам, ее иск­рен­няя лю­бовь к Бо­гу и к ближ­не­му спо­соб­ны про­будить ду­ши мно­гих лю­дей от гре­хов­но­го за­бытья. Объяв­лен все­казахс­тан­ский сбор средств на соз­да­ние па­мят­ни­ка этой ве­ликой под­вижни­це. Скуль­птур­ный мо­нумент бу­дет ус­та­нов­лен ря­дом с единс­твен­ным в Ка­захс­та­не хра­мом во имя свя­тых Царс­твен­ных Страс­то­терп­цев в по­сел­ке Клю­чи Ал­ма-Атинс­кой об­ласти.

Осенью мы от­ме­тим 10-ле­тие ус­та­нов­ле­ния празд­но­вания Со­бора но­вому­чени­ков и ис­по­вед­ни­ков Ка­захс­тан­ских, сре­ди ко­торых: епис­коп Вер­ненс­кий Пи­мен — пер­вый ка­захс­тан­ский стра­далец за Хрис­та, свя­щен­но­ис­по­вед­ник Ни­колай, мит­ро­полит Ал­ма-Атинс­кий и Ка­захс­тан­ский, чьи мо­щи по­чива­ют в Свя­то-Ни­коль­ском со­боре Юж­ной сто­лицы, пре­подоб­но­муче­ники Се­рафим и Фе­ог­ност, расс­тре­лян­ные в Ак­сай­ском ущелье, пос­ледний Оп­тинс­кий ста­рец — пре­подоб­но­ис­по­вед­ник схи­ар­хи­манд­рит Се­вас­ти­ан Ка­раган­динс­кий, пре­подоб­но­муче­ницы Ева и Аг­ния, уму­чен­ные в пе­чаль­но из­вест­ном ла­гере АЛ­ЖИР. Сонм свя­тых му­чени­ков яв­ля­ет­ся глав­ным ук­ра­шени­ем Пра­вос­лавной Церк­ви Ка­захс­та­на, под­ви­гу ко­торых бы­ла пос­вя­щена выс­тавка «Раск­ры­тый солн­цу ан­ти­минс», про­шед­шая этой осенью в Ал­ма-Ате и Ас­та­не. В 2014 го­ду ана­логич­ные выс­тавки прой­дут во всех об­ласт­ных цент­рах Ка­захс­та­на. 

Ва­ше Вы­сокоп­ре­ос­вя­щенс­тво, ухо­дящий год стал для Вас осо­бен­ным – Вы мо­лит­венно от­ме­тили 30-ле­тие сво­его слу­жения в свя­щен­ном са­не. Расс­ка­жите, по­жалуй­ста, как про­ходи­ло Ва­ше свя­щен­ни­чес­кое слу­жение.

Пер­вые ре­лиги­оз­ные уро­ки мне пре­пода­ли рев­ност­ные пас­ты­ри, слу­жив­шие на сель­ских при­ходах, и бла­гочес­ти­вые ми­ряне ста­рин­но­го Вятс­ко­го края. С осо­бой сер­дечной теп­ло­той вспо­минаю нас­то­яте­ля Тро­иц­кой церк­ви се­ла Вол­ко­во про­то­иерея Иоан­на Ев­до­кимо­ва и свя­щен­ни­ка Тро­иц­ко­го хра­ма в се­ле Быст­ри­ца от­ца Конс­тан­ти­на Гу­лина. Эти свя­щен­нослу­жите­ли обу­чали ме­ня ос­но­вам Пра­вос­ла­вия, на­выкам по­номарс­ко­го де­ла и чте­нию на кли­росе. В те го­ды предс­та­вите­ли без­божных влас­тей на мо­лодых лю­дей в хра­мах об­ра­щали прис­таль­ное вни­мание. Не­ред­ко нас­то­яте­лей, в чьих хра­мах бы­ли за­мече­ны де­ти, под­верга­ли ад­ми­нист­ра­тив­ным прес­ле­дова­ни­ям, мог­ли пе­ревес­ти на даль­ние при­ходы, ли­шить ре­гист­ра­ции, что не да­вало воз­можнос­ти слу­жить в даль­ней­шем ни на од­ном при­ходе. Мо­лодые лю­ди, про­яв­лявшие ин­те­рес к ве­ре, не­мину­емо ис­пы­тыва­ли всю тя­жесть при­нуди­тель­но­го ате­ис­ти­чес­ко­го вос­пи­тания, на­чина­лись неп­ри­ят­ности и у ро­дите­лей. По ми­лос­ти Бо­жи­ей, прой­дя всю не­об­хо­димую под­го­тов­ку у вятс­ких свя­щен­нослу­жите­лей, мне уда­лось стать сту­ден­том Ле­нинг­рад­ской ду­хов­ной се­мина­рии, а за­тем и ака­демии. 

Свя­щен­ный сан Гос­подь спо­добил ме­ня при­нять в дос­та­точ­но мо­лодом воз­расте – в 26 лет. И вновь уро­ки, те­перь уже в пас­тырс­ком де­лании, еще бо­лее серьез­ные и глу­бокие мне до­велось восп­ри­нять у свя­щен­нослу­жите­лей Вят­ки, боль­шинс­тво из ко­торых прош­ли ста­линс­кие ла­геря и тюрь­мы. 

В 80-е го­ды прош­ло­го сто­летия мне пос­част­ли­вилось тру­дить­ся в долж­нос­ти сек­ре­таря Ки­ровс­ко­го епар­хи­аль­но­го уп­равле­ния под ру­ководс­твом прис­но­памят­но­го вла­дыки ар­хи­епис­ко­па Хри­сан­фа (Че­пиля). Пос­лу­шания бы­ли раз­но­об­разны­ми, а за­час­тую и неп­росты­ми. При­ходи­лось ре­гуляр­но вы­ез­жать с ко­ман­ди­ров­ка­ми в от­да­лен­ные хра­мы, вес­ти пе­рего­воры с предс­та­вите­лями го­сударс­твен­ной влас­ти в те го­ды, ког­да они не бы­ли рас­по­ложе­ны к Церк­ви и под­верга­ли ве­ру­ющих уни­жени­ям и вся­чес­ки их при­тес­ня­ли. По­рой мы, мо­лодые свя­щен­нослу­жите­ли, по бла­гос­ло­вению вла­дыки со­вер­ша­ли не­веро­ят­ные по тем вре­менам де­яния. Так,  в 1986 го­ду без долж­ных раз­ре­шений, по но­чам, в единс­твен­ной церк­ви Ки­рова – Свя­то-Се­рафи­мовс­ком со­боре — был соз­дан ниж­ний храм в честь пре­подоб­но­го Три­фона Вятс­ко­го. Тог­да же по­лучи­лось ор­га­низо­вать пер­вые отк­ры­тые па­лом­ни­чест­ва ве­ру­ющих к мес­там пог­ре­бения по­чита­емых, а ны­не прос­лавлен­ных в ли­ке свя­тых, стар­цев: иеро­мона­ха Мат­фея (Шве­цова) и иерос­хи­мона­ха Сте­фана (Кур­те­ева). И все это про­ис­хо­дило в эпо­ху, ког­да ате­изм про­возг­ла­шал­ся единс­твен­но вер­ным ми­ровозз­ре­ни­ем, и мно­гим в об­щест­ве ка­залось, что цер­ковная жизнь прек­ра­тит­ся са­ма со­бой, со смертью пос­ледне­го прес­та­рело­го свя­щен­ни­ка и по­жилых при­хожа­нок. С бла­годар­ностью Бо­гу вспо­минаю, как на ис­хо­де 80-х уда­лось до­бить­ся возв­ра­щения Церк­ви пер­во­го из мно­жест­ва зак­ры­тых хра­мов – го­родс­кой церк­ви «Свя­той Тро­ицы в Ма­карье» и воз­ро­дить мно­гове­ковую свя­щен­ную тра­дицию Вятс­ко­го края — крест­ный ход на ре­ку Ве­ликую, к мес­ту об­ре­тения чу­дот­ворной ико­ны свя­тите­ля Ни­колы Ве­лико­рец­ко­го. Кста­ти, в 2014 го­ду ис­полнит­ся 25 лет со вре­мени воз­рожде­ния Ве­лико­рец­ко­го крест­но­го хо­да. От­радно, что это свя­щен­ное со­бытие со­бира­ет еже­год­но бо­лее 70 ты­сяч па­лом­ни­ков.

У од­но­го из по­этов ХХ ве­ка есть стро­ки, ко­торые при­ходят на ум, ког­да вспо­минаю то неп­ростое для Церк­ви Бо­жи­ей вре­мя, жизнь и под­ви­ги уди­витель­ных лю­дей, наш об­щий труд по воз­рожде­нию свя­тынь род­но­го Пра­вос­ла­вия в ус­ло­ви­ях ате­ис­ти­чес­ко­го гне­та:

Сла­вос­ловлю Твор­ца и Ав­то­ра
Пот­ря­сав­ших ме­ня стра­ниц.
Не мо­гу вспо­минать их нас­ко­ро,
Пе­ред каж­дою па­даю ниц.
Интервью Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра:  «В таинстве Евхаристии черпаю силы и духовную радость»

Ка­кими ка­чест­ва­ми, по Ва­шему мне­нию, дол­жен от­ли­чать­ся свя­щен­нослу­житель в на­ше вре­мя.

Для ме­ня, как для слу­жите­ля Церк­ви Хрис­то­вой жиз­ненны­ми де­виза­ми ста­ли два ста­рин­ных из­ре­чения. Во вре­мя обу­чения в Ле­нинг­рад­ской се­мина­рии мой ду­хов­ный нас­тавник – ар­хи­епис­коп Тих­винс­кий Ме­литон (Со­ловьев) не­од­нократ­но пов­то­рял сло­ва, восп­ри­нятые им в детс­ком воз­расте от пра­вед­но­го про­то­иерея Иоан­на Кронш­тад­ско­го: «Лю­би Цер­ковь Бо­жию, и ты ни­ког­да не при­чинишь ей зла». А вто­рое выс­ка­зыва­ние мне до­велось ус­лы­шать в Пско­во-Пе­черс­ком мо­нас­ты­ре от зна­мени­того стар­ца схи­игу­мена Сав­вы (Ос­та­пен­ко). В од­ну из мо­их па­лом­ни­чес­ких по­ез­док в Пско­во-Пе­черс­кую оби­тель, отец Сав­ва мне, три­над­ца­тилет­не­му под­рост­ку, за­дал воп­рос: «а хо­чешь ли ты быть счаст­ли­вым?». И, опе­редив мой ут­верди­тель­ный от­вет, про­из­нес древ­нее нас­тавле­ние пре­подоб­но­го Пи­мена Ве­лико­го о том, что хрис­ти­ани­ну над­ле­жит «мно­го мо­лить­ся, мно­го тру­дить­ся и де­лать доб­ро лю­дям». 

Каж­дый свя­щен­нослу­житель, на мой взгляд, во все вре­мена дол­жен от­ли­чать­ся имен­но эти­ми ка­чест­ва­ми – иск­рен­ней, не­лице­мер­ной лю­бовью к Церк­ви Бо­жи­ей, тру­долю­би­ем, мо­лит­венностью и доб­ро­той. 

Ка­кое бы слу­жение свя­щен­ни­ку не при­ходи­лось осу­щест­влять: на при­ходе, в мо­нас­ты­ре, в ду­хов­ном учеб­ном за­веде­нии или на ад­ми­нист­ра­тив­ном поп­ри­ще, он всег­да дол­жен ру­ководс­тво­вать­ся не лич­ной вы­годой, не чес­то­люби­выми ам­би­ци­ями, а поль­зой свя­той Ма­тери Церк­ви. 

Ка­кие со­веты Вы бы мог­ли дать се­мина­рис­там и мо­лодым свя­щен­нослу­жите­лям? 

Хо­тел бы об­ра­тить­ся к се­мина­рис­там и мо­лодым пас­ты­рям сло­вами ве­лико­го учи­теля Церк­ви свя­тите­ля Гри­гория Бо­гос­ло­ва: «преж­де чем учить дру­гих, важ­но на­учить­ся са­мому, преж­де чем прос­ве­щать дру­гих, важ­но прос­ве­тить се­бя, преж­де чем вра­чевать чу­жие бо­лез­ни, не­об­хо­димо са­мому стать здо­ровым». А так­же на­пом­нить всем свя­щен­нослу­жите­лям муд­рое нас­тавле­ние прис­но­памят­но­го Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия I (Си­манс­ко­го): «Пра­вос­лавный на­род очень тон­ко уме­ет уз­на­вать и це­нить ис­тинно­го пас­ты­ря… Он же­ла­ет ви­деть си­яние ду­ши пас­ты­ря; он же­ла­ет ви­деть пас­ты­ря – че­лове­ка вы­соких ду­хов­ных дос­то­инств… Он идет к свя­щен­ни­ку и ждет ус­лы­шать от не­го сло­во спа­сения: как спас­ти ду­шу, как нап­ра­вить свою жизнь, что­бы прив­лечь на се­бя бла­годать Гос­подню, как пре­одо­левать жиз­ненные труд­ности, как справ­лять­ся со сво­ими скор­бя­ми, не­дуга­ми, как убе­речь­ся от па­дений гре­хов­ных. Он ищет у пас­ты­ря разъяс­не­ния сло­ва Бо­жия, ждет, что­бы в про­пове­ди сво­ей он ука­зал ему путь, по ко­торо­му над­ле­жит ид­ти; и тог­да та­кому пас­ты­рю отк­ры­ва­ет­ся его серд­це».

Вла­дыка, ког­да бы­ло при­ят­но ре­шение об уве­личе­нии в Русс­кой Пра­вос­лавной Церк­ви чис­ла епар­хий, од­ним из ар­гу­мен­тов в поль­зу это­го ста­ла не­об­хо­димость приб­ли­зить епис­ко­па к сво­ей паст­ве. Ста­ли ли бли­же иерар­хи к на­роду в Ка­захс­тан­ском Мит­ро­поличьем Ок­ру­ге?

От­вет на этот воп­рос оче­виден. Предс­тавь­те се­бе, как да­лек был мит­ро­полит от сво­ей паст­вы, ког­да он был один на всю гро­мад­ную тер­ри­торию Ка­захс­та­на. Се­год­ня у нас соз­да­но 9 епар­хий и, на­вер­ное, уже не ос­та­лось та­кого при­хода, ко­торый бы не по­сетил епар­хи­аль­ный ар­хи­ерей. В свя­зи с цер­ковно-ад­ми­нист­ра­тив­ной ре­фор­мой хо­тел бы об­ра­тить вни­мание еще на та­кое обс­то­ятель­ство: не толь­ко епис­коп дол­жен быть бли­же к на­роду, но не­об­хо­димо и от­ветное дви­жение. То есть пра­вос­лавные хрис­ти­ане долж­ны в боль­шей сте­пени про­яв­лять ак­тивность, сме­лее участ­во­вать в тех про­ек­тах ду­хов­но-прос­ве­титель­ской и со­ци­аль­ной нап­равлен­ности, про­водить ко­торые бла­гос­ловля­ет пра­вящий ар­хи­пас­тырь.

Ва­ше Вы­сокоп­ре­ос­вя­щенс­тво, яв­ля­ясь Гла­вой Мит­ро­поличьего Ок­ру­га и пос­то­ян­ным чле­ном Свя­щен­но­го Си­нода Русс­кой Пра­вос­лавной Церк­ви, Вы ис­полня­ете мно­жест­во раз­личных пос­лу­шаний, ра­бота­ете с до­кумен­та­ми, со­вер­ша­ете по­езд­ки, как по Ка­захс­та­ну, так и за ру­бежом, час­то со­вер­ша­ете бо­гос­лу­жения. Уда­ет­ся ли Вам, при та­ком нап­ря­жен­ном гра­фике, об­щать­ся с людь­ми? Мо­жет ли обыч­ный че­ловек встре­тить­ся с Ва­ми, за­дать воп­рос, по­лучить бла­гос­ло­вение?

В 2013 го­ду мной бы­ло со­вер­ше­но 227 Бо­жест­вен­ных Ли­тур­гий, сос­то­ялось по­сеще­ние 105 ка­захс­тан­ских при­ходов. И на каж­дом при­ходе, ко­торый мне уда­ет­ся по­сещать, ста­ра­юсь не толь­ко со­вер­шить бо­гос­лу­жение, но и по­об­щать­ся с ду­ховенс­твом и при­ходс­ким ак­ти­вом, об­су­дить важ­ные де­ла. С ра­достью бе­седую с людь­ми, про­яв­ля­ющи­ми ин­те­рес к это­му, ежед­невно ра­ботаю с пись­ма­ми, ста­ра­юсь ни­кого не ос­та­вить без от­ве­та. За ис­текший год в Ас­та­най­ском и Ал­ма-Атинс­ком епар­хи­аль­ном уп­равле­нии мной бы­ло при­нято бо­лее пя­ти с по­лови­ной ты­сяч че­ловек. 

Ру­копо­лагав­ший ме­ня в сан епис­ко­па мит­ро­полит Рос­товс­кий и Но­вочер­касс­кий Вла­димир (ны­не – Бла­жен­ней­ший Мит­ро­полит Ки­евс­кий и всея Ук­ра­ины) при вру­чении ар­хи­пас­тырс­ко­го жез­ла дал мне та­кое нас­тавле­ние: «Будь дос­ту­пен лю­дям, тер­пе­лив к не­мощам. Не спе­ши про­яв­лять свою власть, на­казы­вать, зап­ре­щать. Го­ряч­ность в лю­бом де­ле не­жела­тель­на, тем бо­лее, ког­да речь идет о спа­сении че­лове­ка. Ста­рай­ся вра­зумить, ус­ты­дить, смяг­чить серд­ца про­винив­шихся, а иск­рен­нее рас­ка­яние пусть встре­тит ми­лу­ющую и исп­рав­ля­ющую лю­бовь». Этих прин­ци­пов стрем­люсь при­дер­жи­вать­ся в об­ще­нии с вве­рен­ны­ми мо­ему ду­хов­но­му по­пече­нию кли­рика­ми и ми­ряна­ми.
Сов­сем не­дав­но бы­ла ор­га­низо­выва­на «Пря­мая ли­ния» об­ще­ния с Гла­вой Мит­ро­поличьего Ок­ру­га. Это ин­тернет-про­ект, ко­торый про­ходил с ок­тября по  но­ябрь ны­неш­не­го го­да и лю­бой же­ла­ющий имел воз­можность че­рез офи­ци­аль­ный сайт Пра­вос­лавной служ­бы «Ми­лосер­дие-доб­ро.kz» за­дать мне лич­ный воп­рос. Эту де­ятель­ность мы обя­затель­но бу­дем про­дол­жать. 
Интервью Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра:  «В таинстве Евхаристии черпаю силы и духовную радость»

В од­ном из сво­их выс­тупле­ний Вы ска­зали, что для епис­ко­па Пра­вос­лавной Церк­ви нет вы­ход­ных дней. Расс­ка­жите, по­жалуй­ста, как Вы стро­ите свой ра­бочий день, как про­води­те буд­ни и празд­ни­ки?

Ра­бочий день епис­ко­па, как и вся­кого пра­вос­лавно­го хрис­ти­ани­на, на­чина­ет­ся с мо­лит­вы. По сло­жив­шей­ся тра­диции в ар­хи­ерей­ских ре­зиден­ци­ях уст­ра­ивают­ся не­боль­шие до­мовые хра­мы. В ал­ма-атинс­кой ре­зиден­ции мо­им пред­шест­вен­ни­ком мит­ро­поли­том Ме­фоди­ем (ны­не мит­ро­полит Перм­ский и Со­ликамс­кий) был соз­дан Иверс­ко-Се­рафи­мовс­кий храм. Не­боль­шая цер­ковь в честь Фе­одо­ровс­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­тери уст­ро­ена в ре­зиден­ции в Ас­та­не. В до­мовом хра­ме и на­чина­ет­ся мой день. Но за­час­тую в со­от­ветс­твии с ра­бочим гра­фиком ут­ро при­ходит­ся встре­чать в са­моле­те, по­ез­де или ав­то­моби­ле. В на­чале дня люб­лю чи­тать мо­лит­ву Оп­тинс­ких стар­цев: «Гос­по­ди, дай мне с ду­шев­ным спо­кой­стви­ем встре­тить все, что даст мне сей день». 

В воск­рес­ный или празд­нич­ный день – со­вер­ше­ние Бо­жест­вен­ной Ли­тур­гии, ес­ли буд­ни – ра­бота в епар­хи­аль­ном уп­равле­нии, по­сеще­ние хра­мов, об­ще­ние со свя­щен­нослу­жите­лями и ми­ряна­ми. Боль­шую часть мо­его вре­мени за­нима­ют по­езд­ки по Ка­захс­та­ну, Рос­сии и иным стра­нам. Все эти пу­тешест­вия свя­заны с вы­пол­не­ни­ем раз­личных пос­лу­шаний, воз­ла­га­емых Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом и Свя­щен­ным Си­нодом. 

В 2013 го­ду бы­ло нес­коль­ко важ­ных встреч с Пре­зиден­том Рес­публи­ки Ка­захс­тан Нур­султа­ном Аби­шеви­чем На­зар­ба­евым, а так­же сос­то­ялось мое об­ще­ние с ру­ково­дите­лями го­сударс­твен­ных ор­га­нов влас­ти и аки­мами всех об­ластей стра­ны. 

Глав­ным уте­шени­ем для ме­ня яв­ля­ет­ся со­вер­ше­ние бо­гос­лу­жений, и преж­де все­го Бо­жест­вен­ной Ли­тур­гии. В та­инс­тве Ев­ха­рис­тии чер­паю си­лы и ду­хов­ную ра­дость. Свя­той пра­вед­ный Иоанн Кронш­тадт­ский про­из­нес та­кие сло­ва: «В нас нет ис­тинной жиз­ни без ис­точни­ка жиз­ни – Иису­са Хрис­та. Ли­тур­гия есть сок­ро­вищ­ни­ца, ис­точник ис­тинной жиз­ни, по­тому что в ней Сам Гос­подь». И свя­щен­нослу­жите­лям и ми­рянам час­то на­поми­наю о зна­чении пос­то­ян­но­го учас­тия в этом ве­личай­шем Та­инс­тве «во ос­тавле­ние гре­хов и в жизнь веч­ную, во ис­це­ление ду­ши и те­ла». 

Ког­да мне за­да­ют воп­рос, а не ус­та­ете ли Вы, то без лу­кавс­тва от­ве­чаю – да фи­зичес­кое утом­ле­ние по­рой нас­ту­па­ет. Но ус­та­лос­ти внут­ренней, ду­шев­ной от слу­жения Гос­по­ду, от слу­жения Церк­ви Хрис­то­вой, на­роду Бо­жию у пас­ты­ря нет и быть не долж­но. А от­ды­хом для ме­ня яв­ля­ют­ся ти­шина кельи и чте­ние книг. 

Вла­дыка, что Вы по­жела­ете в предд­ве­рии Но­воле­тия по­сети­телям на­шего сай­та и всем жи­телям Ка­захс­та­на?

Вспо­миная ми­нув­ший год и на­пол­нявшие его со­бытия – как ра­дост­ные, так и скорб­ные – каж­дый из нас за­думы­ва­ет­ся: что при­несет с со­бою год гря­дущий на­шему Оте­чест­ву, на­шим семьям, род­ным и близ­ким лю­дям; про­изой­дут ли в об­щест­ве доб­рые пе­реме­ны к луч­ше­му. 

Хо­телось бы на­де­ять­ся, что на­ши бла­гие на­деж­ды в но­вом го­ду ис­полнят­ся. Но это во мно­гом за­висит от нас са­мих, от на­шей доб­рой во­ли сле­довать уче­нию Гос­по­да, жить по Его за­пове­дям. Как го­ворит Свя­щен­ное Пи­сание: «каж­дый по­лучит от Гос­по­да по ме­ре доб­ра, ко­торое он сде­лал» (Еф. 6:8). По­это­му в раз­мышле­ни­ях о том, что при­несет нам гря­дущий год, не долж­но быть мес­та не­уве­рен­ности и сом­не­нию. В на­деж­де на луч­шее ду­хов­ным ук­репле­ни­ем для пра­вос­лавно­го че­лове­ка слу­жат сло­ва Хрис­то­вы: «Не бой­ся, толь­ко ве­руй» (Мк. 5:36).

В Ал­ма-Ате мы со­берем­ся в Воз­не­сенс­ком ка­фед­раль­ном со­боре на празд­нич­ный но­вогод­ний мо­лебен в пос­ледний ве­чер ухо­дяще­го го­да, а за­тем ос­вя­тим на­чало го­да но­вого со­вер­ше­ни­ем ноч­ной Бо­жест­вен­ной Ли­тур­гии и по­молим­ся Гос­по­ду, что­бы Он Про­мыс­лом Сво­им уп­ра­вил на­шу жизнь, «да ти­хое и без­молв­ное жи­тие по­живем во вся­цем бла­гочес­тии и чис­то­тоте» (1Тим. 2:2).

Всем жи­телям Ка­захс­та­на же­лаю ми­ра, доб­ра и бла­гопо­лучия.

 

Бе­седо­вал Ки­рилл Ко­ноп­лев                                       

по ма­тери­алам сай­та http://mit­ro­polia.kz

ДРУГИЕ НОВОСТИ