Рож­дест­вен­ское пос­ла­ние Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ковс­ко­го и всея Ру­си Ки­рил­ла

Рож­дест­вен­ское пос­ла­ние Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ковс­ко­го и всея Ру­си Ки­рил­ла ар­хи­пас­ты­рям, пас­ты­рям, мо­нашест­ву­ющим и всем вер­ным ча­дам Русс­кой Пра­вос­лавной Церк­ви.

Воз­люблен­ные о Гос­по­де Пре­ос­вя­щен­ные ар­хи­пас­ты­ри, все­чест­ные прес­ви­теры и ди­ако­ны, бо­голю­бивые ино­ки и ино­кини, до­рогие братья и сест­ры!

Се­год­ня на­ши хра­мы на­пол­не­ны людь­ми, ко­торые приш­ли прос­ла­вить Но­ворож­денно­го Бо­гом­ла­ден­ца — Хрис­та Спа­сите­ля и Его Пре­чис­тую Ма­терь — Де­ву Ма­рию.
Рож­дест­во Хрис­то­во — цент­раль­ное со­бытие всей че­лове­чес­кой ис­то­рии. Че­ловек всег­да ис­кал Бо­га: но во всей пол­но­те Бог Сам отк­рыл Се­бя че­лове­чест­ву толь­ко в воп­ло­щении Сво­его Еди­нород­но­го Сы­на. С при­шест­ви­ем Сы­на Бо­жия — и Сы­на че­лове­чес­ко­го — мир уз­нал, что Бог есть Лю­бовь, а не толь­ко Выс­шая Си­ла, Бог есть Ми­лость — а не толь­ко Мздо­воз­да­ятель, Бог есть ис­точник жиз­ни и ра­дос­ти — а не толь­ко Гроз­ный Судья, Бог есть Свя­тая Тро­ица, внут­ренним за­коном жиз­ни Ко­торо­го яв­ля­ет­ся так­же лю­бовь, — а вов­се не оди­нокий Вла­дыка ми­ра.

И се­год­ня мы празд­ну­ем со­бытие, в кор­не пе­реме­нив­шее весь ход че­лове­чес­кой ис­то­рии. Бог вхо­дит в са­мые нед­ра че­лове­чес­кой жиз­ни, ста­новит­ся од­ним из нас, бе­рет на Се­бя всю тя­жесть на­ших гре­хов, че­лове­чес­ких не­мощей и сла­бос­тей — при­носит их на Гол­го­фу, что­бы ос­во­бодить лю­дей от не­выно­симо­го бре­мени. Бог от­ны­не — не где-то в неп­риступ­ных не­бесах, а здесь, с на­ми, сре­ди нас. Каж­дый раз во вре­мя со­вер­ше­ния Бо­жест­вен­ной ли­тур­гии про­из­но­сят­ся сло­ва «Хрис­тос пос­ре­де нас!» — и от­вет: «И есть, и бу­дет!» Это яр­кое сви­детель­ство о при­сутс­твии Са­мого Воп­ло­тив­ше­гося Бо­га — Хрис­та Спа­сите­ля — сре­ди Сво­их вер­ных. Ре­гуляр­но при­чаща­ясь Его Свя­тых Те­ла и Кро­ви, при­лагая уси­лия к ис­полне­нию Его за­пове­дей, мы вхо­дим в ре­аль­ное об­ще­ние с Ним, с на­шим Спа­сите­лем, и об­ре­та­ем про­щение гре­хов.

Ве­ру­ющие во Хрис­та и вер­ные Ему уче­ники, приз­ва­ны быть сви­дете­лями яв­ленно­го во Хрис­те Царс­тва Бо­жия еще во вре­мя зем­ной жиз­ни. На нас воз­ло­жена ве­ликая честь — пос­ту­пать в этом ми­ре так, как пос­ту­пал наш Учи­тель и Бог, си­лой Хрис­то­вой быть не­поко­леби­мыми в про­тивос­то­янии гре­ху и злу, не ос­ла­бевать в усерд­ном тво­рении доб­рых дел, не уны­вать в ежед­невном уси­лии по пре­об­ра­жению на­шего гре­хов­но­го ес­тест­ва в но­вого, бла­годат­но­го че­лове­ка.

Хрис­том Спа­сите­лем ус­та­нов­лен не­зыб­ле­мый, аб­со­лют­ный кри­терий не­под­дель­нос­ти от­но­шения к Бо­гу — это наш ближ­ний. При­нимая на се­бя чу­жие не­мощи, раз­де­ляя боль и скорбь, сост­ра­дая нес­част­ным и обез­до­лен­ным, мы ис­полня­ем за­кон Хрис­тов (Гал. 6:2) и упо­доб­ля­ем­ся Спа­сите­лю, Ко­торый взял не­мощи на­ши и по­нес бо­лез­ни на­ши (Ис. 53:4).

И не­воз­можно в этот ра­дост­ный и све­тонос­ный день Хрис­то­ва Рож­дест­ва, ког­да вся тварь в изум­ле­нии при­пада­ет к яс­лям Бо­гом­ла­ден­ца, за­бывать о дру­гих. Та ве­ликая бла­годать, ко­торую мы се­год­ня по­луча­ем в на­ших хра­мах, долж­на обиль­но про­лить­ся и на тех, кто все еще за пре­дела­ми Церк­ви и жи­вет по сти­хи­ям ми­ра се­го, а не по Хрис­ту (Кол. 2:8). Но ес­ли мы с ва­ми не пой­дем навс­тре­чу — эта Бла­гая Весть мо­жет и не дой­ти до них; ес­ли мы с ва­ми не отк­ро­ем свои серд­ца, что­бы по­делить­ся пе­репол­ня­ющей нас ра­достью, — она мо­жет ни­ког­да не при­кос­нуть­ся к тем, кто ее не име­ет, но кто го­тов ее при­нять.

Воп­ло­щени­ем Сы­на Бо­жи­его че­лове­чес­кая при­рода воз­не­сена на не­быва­лую вы­соту. Каж­дый из нас не толь­ко соз­дан «по об­ра­зу и по­добию Бо­жию», но че­рез Хрис­та те­перь еще и усы­нов­лен Бо­гу: мы уже не «чу­жие и не при­шель­цы, но сог­ражда­не свя­тым и свои Бо­гу» (Еф. 2:19). Об этой бли­зос­ти и дерз­но­вении к Бо­гу го­ворит и мо­лит­ва Гос­подня, в ко­торой мы об­ра­ща­ем­ся к Твор­цу как к род­но­му От­цу Не­бес­но­му.

Лю­бая че­лове­чес­кая жизнь бес­ценна: ведь за нее зап­ла­чено Воп­ло­щени­ем, Жизнью, Смертью и Воск­ре­сени­ем Еди­нород­но­го Сы­на Бо­жия. Все это еще силь­нее по­буж­да­ет нас от­но­сить­ся с осо­бым бла­гого­вени­ем и вни­мани­ем к каж­до­му че­лове­ку, вне за­виси­мос­ти от то­го, нас­коль­ко он от­ли­чен от нас. По мыс­ли свя­тите­ля Мос­ковс­ко­го Фи­ларе­та (Дроз­до­ва), «лю­бовь есть жи­вое и де­ятель­ное учас­тие в бла­госос­то­янии дру­гого». К этой де­ятель­ной люб­ви и хо­чет­ся преж­де все­го приз­вать всех в эти ра­дост­ные дни Рож­дест­ва Хрис­то­ва: быть, по сло­ву апос­то­ла Пав­ла, бра­толю­бивы­ми друг ко дру­гу, в поч­ти­тель­нос­ти пре­дуп­реждать друг дру­га, в усер­дии не ос­ла­бевать, ду­хом пла­менеть, Гос­по­ду слу­жить! (Рим. 12:10-11, Евр. 13:16)

Сер­дечно позд­рав­ляю вас с ве­ликим празд­ни­ком Рож­дест­ва Хрис­то­ва. Бог люб­ви и ми­ра (2 Кор. 13:11) да да­ру­ет на­роду на­шему и каж­до­му из нас мир и бла­годенс­твие в Но­вом го­ду.

+КИ­РИЛЛ, ПАТ­РИ­АРХ МОС­КОВС­КИЙ И ВСЕЯ РУ­СИ

Рож­дест­во Хрис­то­во
2013/2014 гг.
Моск­ва

 

…есть ис­точник жиз­ни и ра­дос­ти — а не толь­ко Гроз­ный Судья, Бог есть Свя­тая Тро­ица, внут­ренним за­коном жиз­ни Ко­торо­го яв­ля­ет­ся так­же лю­бовь, — а вов­се не оди­нокий Вла­дыка ми­ра.

И се­год­ня мы празд­ну­ем со­бытие, в кор­не пе­реме­нив­шее весь ход че­лове­чес­кой ис­то­рии. Бог вхо­дит в са­мые нед­ра че­лове­чес­кой жиз­ни, ста­новит­ся од­ним из нас, бе­рет на Се­бя всю тя­жесть на­ших гре­хов, че­лове­чес­ких не­мощей и сла­бос­тей — при­носит их на Гол­го­фу, что­бы ос­во­бодить лю­дей от не­выно­симо­го бре­мени. Бог от­ны­не — не где-то в неп­риступ­ных не­бесах, а здесь, с на­ми, сре­ди нас. Каж­дый раз во вре­мя со­вер­ше­ния Бо­жест­вен­ной ли­тур­гии про­из­но­сят­ся сло­ва «Хрис­тос пос­ре­де нас!» — и от­вет: «И есть, и бу­дет!» Это яр­кое сви­детель­ство о при­сутс­твии Са­мого Воп­ло­тив­ше­гося Бо­га — Хрис­та Спа­сите­ля — сре­ди Сво­их вер­ных. Ре­гуляр­но при­чаща­ясь Его Свя­тых Те­ла и Кро­ви, при­лагая уси­лия к ис­полне­нию Его за­пове­дей, мы вхо­дим в ре­аль­ное об­ще­ние с Ним, с на­шим Спа­сите­лем, и об­ре­та­ем про­щение гре­хов.

Ве­ру­ющие во Хрис­та и вер­ные Ему уче­ники, приз­ва­ны быть сви­дете­лями яв­ленно­го во Хрис­те Царс­тва Бо­жия еще во вре­мя зем­ной жиз­ни. На нас воз­ло­жена ве­ликая честь — пос­ту­пать в этом ми­ре так, как пос­ту­пал наш Учи­тель и Бог, си­лой Хрис­то­вой быть не­поко­леби­мыми в про­тивос­то­янии гре­ху и злу, не ос­ла­бевать в усерд­ном тво­рении доб­рых дел, не уны­вать в ежед­невном уси­лии по пре­об­ра­жению на­шего гре­хов­но­го ес­тест­ва в но­вого, бла­годат­но­го че­лове­ка.

Хрис­том Спа­сите­лем ус­та­нов­лен не­зыб­ле­мый, аб­со­лют­ный кри­терий не­под­дель­нос­ти от­но­шения к Бо­гу — это наш ближ­ний. При­нимая на се­бя чу­жие не­мощи, раз­де­ляя боль и скорбь, сост­ра­дая нес­част­ным и обез­до­лен­ным, мы ис­полня­ем за­кон Хрис­тов (Гал. 6:2) и упо­доб­ля­ем­ся Спа­сите­лю, Ко­торый взял не­мощи на­ши и по­нес бо­лез­ни на­ши (Ис. 53:4).

И не­воз­можно в этот ра­дост­ный и све­тонос­ный день Хрис­то­ва Рож­дест­ва, ког­да вся тварь в изум­ле­нии при­пада­ет к яс­лям Бо­гом­ла­ден­ца, за­бывать о дру­гих. Та ве­ликая бла­годать, ко­торую мы се­год­ня по­луча­ем в на­ших хра­мах, долж­на обиль­но про­лить­ся и на тех, кто все еще за пре­дела­ми Церк­ви и жи­вет по сти­хи­ям ми­ра се­го, а не по Хрис­ту (Кол. 2:8). Но ес­ли мы с ва­ми не пой­дем навс­тре­чу — эта Бла­гая Весть мо­жет и не дой­ти до них; ес­ли мы с ва­ми не отк­ро­ем свои серд­ца, что­бы по­делить­ся пе­репол­ня­ющей нас ра­достью, — она мо­жет ни­ког­да не при­кос­нуть­ся к тем, кто ее не име­ет, но кто го­тов ее при­нять.

Воп­ло­щени­ем Сы­на Бо­жи­его че­лове­чес­кая при­рода воз­не­сена на не­быва­лую вы­соту. Каж­дый из нас не толь­ко соз­дан «по об­ра­зу и по­добию Бо­жию», но че­рез Хрис­та те­перь еще и усы­нов­лен Бо­гу: мы уже не «чу­жие и не при­шель­цы, но сог­ражда­не свя­тым и свои Бо­гу» (Еф. 2:19). Об этой бли­зос­ти и дерз­но­вении к Бо­гу го­ворит и мо­лит­ва Гос­подня, в ко­торой мы об­ра­ща­ем­ся к Твор­цу как к род­но­му От­цу Не­бес­но­му.

Лю­бая че­лове­чес­кая жизнь бес­ценна: ведь за нее зап­ла­чено Воп­ло­щени­ем, Жизнью, Смертью и Воск­ре­сени­ем Еди­нород­но­го Сы­на Бо­жия. Все это еще силь­нее по­буж­да­ет нас от­но­сить­ся с осо­бым бла­гого­вени­ем и вни­мани­ем к каж­до­му че­лове­ку, вне за­виси­мос­ти от то­го, нас­коль­ко он от­ли­чен от нас. По мыс­ли свя­тите­ля Мос­ковс­ко­го Фи­ларе­та (Дроз­до­ва), «лю­бовь есть жи­вое и де­ятель­ное учас­тие в бла­госос­то­янии дру­гого». К этой де­ятель­ной люб­ви и хо­чет­ся преж­де все­го приз­вать всех в эти ра­дост­ные дни Рож­дест­ва Хрис­то­ва: быть, по сло­ву апос­то­ла Пав­ла, бра­толю­бивы­ми друг ко дру­гу, в поч­ти­тель­нос­ти пре­дуп­реждать друг дру­га, в усер­дии не ос­ла­бевать, ду­хом пла­менеть, Гос­по­ду слу­жить! (Рим. 12:10-11, Евр. 13:16)

Сер­дечно позд­рав­ляю вас с ве­ликим празд­ни­ком Рож­дест­ва Хрис­то­ва. Бог люб­ви и ми­ра (2 Кор. 13:11) да да­ру­ет на­роду на­шему и каж­до­му из нас мир и бла­годенс­твие в Но­вом го­ду.

+КИ­РИЛЛ, ПАТ­РИ­АРХ МОС­КОВС­КИЙ И ВСЕЯ РУ­СИ

Рож­дест­во Хрис­то­во
2013/2014 гг.
Моск­ва

ДРУГИЕ НОВОСТИ