Дорогие отцы, братия и сестры, жители земли Казахстанской!
28 ноября, в день памяти апостола Филиппа, мы с вами, по милости Божией, вновь вступаем в Рождественский пост. Цель наших духовных подвигов, воздержания и усердной молитвы в эти особые дни — подготовка к достойной встрече великого и светлого праздника Рождества Христова.
Пришествие в мир Господа открыло нам врата Царства Божия и вновь вернуло человечеству потерянный Рай, восстановило нас в нашем сыновстве Богу. Мы, как пишет святой апостол Павел, «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Чем мы можем ответить Господу на Его любовь? Лучший наш дар для Него — благочестивая и добродетельная жизнь, искреннее раскаяние в грехах. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6), — говорит Господь. Для того нам и дается пост, чтобы мы остановились в делании греха, научились побеждать страсти и творить дела милосердия.
О том, что такое пост и как его правильно соблюдать написано немало глубоких по содержанию книг. Но, несмотря на это, в сознании некоторых людей, тех, кто только начинает воцерковляться, постное время воспринимается, прежде всего, как период диетических ограничений.
Безусловно, внимательное и строгое отношение к соблюдению физических правил поста необходимо. Ограничения в пище помогают нам избавиться от душевной и телесной расслабленности, делают нас бодрыми, освобождают от власти плотских страстей и привычек. Но свести христианский пост лишь к факту употребления растительной пищи и исключению из рациона продуктов животного происхождения будет неверным и неполезным. Отцы Церкви указывают нам на то, что бесы вообще не принимают пищу и не спят, но лучше не становятся. Человек, превративший свой постный подвиг в диету или голодание, и не соблюдающий поста духовного, становится особенно раздражительным и гневливым, превращается в источник конфликтных ситуаций. Вот поэтому исключительно важно соединять пост физический с подвигами молитвы, частым посещением богослужений в храме, чтением слова Божия и сугубым исполнением заповедей. И если соблюсти все предписания поста физического порой сложно, к примеру, из-за перенесенной болезни, то поститься духовно могут все.
Современным людям через средства массовой информации зачастую внушается мысль о ненужности и бесполезности подвига в жизни, лежащий во зле мир (см. 1Ин. 5:19) пропагандирует лень, стимулирует стремление к поиску легкого и быстрого достижения цели. Эти веяния порой проникают в церковную ограду.
Чтобы не поддаться этому искушению, важно помнить слова Господа Иисуса Христа: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Спаситель призывает нас не бояться подвига и трудностей в духовной жизни: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13).
Призывая христианина к исполнению той или иной заповеди, Господь подает и силы для ее совершения, а поэтому по слову апостола Иоанна Богослова, «заповеди Его [Бога] нетяжки» (1Ин. 5:3), то есть не тяжелы в исполнении. Вспоминая о благодати Божией, всегда укрепляющей и поддерживающей верных чад Церкви, «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12:1).
Будем помнить, что источником душевных и телесных сил для человека, сильнейшим средством, искореняющим грех и укрепляющим в добродетели, является причащение Святых Христовых Таин. Сам Господь свидетельсвует: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:55,56).
По слову святителя Феофана Затворника, в течение этого поста «мы должны причаститься Тела и Крови Господней так, чтобы ощутить всем своим существом, что Слово стало плотью, и Господь приобщился нашей плоти и крови, став одним из нас».
«Приидите, христоноснии людие, да видим чудо, всякий разум ужасающее и обдержащее, и, благочестно воспевающе, вернии, поклонимся», — призывает нас Святая Церковь в эти великие дни, удалиться от суеты и проникнуться благоговением к тайне Боговоплощения.
Желаю всем нам с пользой душевной совершить подвиг Рождественского поста, «облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1Фес. 5:8).
Призываю Божие благословение на паству Казахстанской земли.
ГЛАВА МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ