Об­ра­щение Гла­вы Мит­ро­поличьего Ок­ру­га Русс­кой Пра­вос­лавной Церк­ви в Рес­публи­ке Ка­захс­тан мит­ро­поли­та Ас­та­най­ско­го и Ка­захс­тан­ско­го Алек­санд­ра пе­ред на­чалом Рож­дест­вен­ско­го пос­та

До­рогие от­цы, бра­тия и сест­ры, жи­тели зем­ли Ка­захс­тан­ской!

28 но­яб­ря, в день па­мяти апос­то­ла Фи­лип­па, мы с ва­ми, по ми­лос­ти Бо­жи­ей, вновь всту­па­ем в Рож­дест­вен­ский пост. Цель на­ших ду­хов­ных под­ви­гов, воз­держа­ния и усерд­ной мо­лит­вы в эти осо­бые дни — под­го­тов­ка к дос­той­ной встре­че ве­лико­го и свет­ло­го празд­ни­ка Рож­дест­ва Хрис­то­ва.

При­шест­вие в мир Гос­по­да отк­ры­ло нам вра­та Царс­тва Бо­жия и вновь вер­ну­ло че­лове­чест­ву по­терян­ный Рай, восс­та­нови­ло нас в на­шем сы­новс­тве Бо­гу. Мы, как пи­шет свя­той апос­тол Па­вел, «уже не чу­жие и не при­шель­цы, но сог­ражда­не свя­тым и свои Бо­гу» (Еф. 2:19). Чем мы мо­жем от­ве­тить Гос­по­ду на Его лю­бовь? Луч­ший наш дар для Не­го — бла­гочес­ти­вая и доб­ро­детель­ная жизнь, иск­рен­нее рас­ка­яние в гре­хах. «Ибо Я ми­лос­ти хо­чу, а не жерт­вы, и Бо­гове­дения бо­лее, не­жели все­сож­же­ний» (Ос. 6:6), — го­ворит Гос­подь. Для то­го нам и да­ет­ся пост, что­бы мы ос­та­нови­лись в де­лании гре­ха, на­учи­лись по­беж­дать страс­ти и тво­рить де­ла ми­лосер­дия.

О том, что та­кое пост и как его пра­виль­но соб­лю­дать на­писа­но не­мало глу­боких по со­дер­жа­нию книг. Но, нес­мотря на это, в соз­на­нии не­кото­рых лю­дей, тех, кто толь­ко на­чина­ет во­цер­ковлять­ся, пост­ное вре­мя восп­ри­нима­ет­ся, преж­де все­го, как пе­ри­од ди­ети­чес­ких ог­ра­ниче­ний.

Бе­зус­ловно, вни­матель­ное и стро­гое от­но­шение к соб­лю­дению фи­зичес­ких пра­вил пос­та не­об­хо­димо. Ог­ра­ниче­ния в пи­ще по­мога­ют нам из­ба­вить­ся от ду­шев­ной и те­лес­ной расс­лаб­леннос­ти, де­ла­ют нас бод­ры­ми, ос­во­бож­да­ют от влас­ти плотс­ких страс­тей и при­вычек. Но свес­ти хрис­ти­анс­кий пост лишь к фак­ту упот­ребле­ния рас­ти­тель­ной пи­щи и иск­лю­чению из ра­ци­она про­дук­тов жи­вот­но­го про­ис­хожде­ния бу­дет не­вер­ным и не­полез­ным. От­цы Церк­ви ука­зыва­ют нам на то, что бе­сы во­об­ще не при­нима­ют пи­щу и не спят, но луч­ше не ста­новят­ся. Че­ловек, прев­ра­тив­ший свой пост­ный под­виг в ди­ету или го­лода­ние, и не соб­лю­да­ющий пос­та ду­хов­но­го, ста­новит­ся осо­бен­но разд­ра­житель­ным и гнев­ли­вым, прев­ра­ща­ет­ся в ис­точник конф­лик­тных си­ту­аций. Вот по­это­му иск­лю­читель­но важ­но со­еди­нять пост фи­зичес­кий с под­ви­гами мо­лит­вы, час­тым по­сеще­ни­ем бо­гос­лу­жений в хра­ме, чте­ни­ем сло­ва Бо­жия и су­губым ис­полне­ни­ем за­пове­дей. И ес­ли соб­люсти все пред­пи­сания пос­та фи­зичес­ко­го по­рой слож­но, к при­меру, из-за пе­рене­сен­ной бо­лез­ни, то пос­тить­ся ду­хов­но мо­гут все. 

Сов­ре­мен­ным лю­дям че­рез средс­тва мас­со­вой ин­форма­ции за­час­тую вну­ша­ет­ся мысль о не­нуж­ности и бес­по­лез­ности под­ви­га в жиз­ни, ле­жащий во зле мир (см. 1Ин. 5:19) про­паган­ди­ру­ет лень, сти­мули­ру­ет стрем­ле­ние к по­ис­ку лег­ко­го и быст­ро­го дос­ти­жения це­ли. Эти ве­яния по­рой про­ника­ют в цер­ковную ог­ра­ду. 

Что­бы не под­дать­ся это­му ис­ку­шению, важ­но пом­нить сло­ва Гос­по­да Иису­са Хрис­та: «Царс­тво Не­бес­ное си­лою бе­рет­ся, и упот­ребля­ющие уси­лие вос­хи­ща­ют его» (Мф. 11:12). Спа­ситель при­зыва­ет нас не бо­ять­ся под­ви­га и труд­ностей в ду­хов­ной жиз­ни: «Вхо­дите тес­ны­ми вра­тами, по­тому что ши­роки вра­та и прост­ра­нен путь, ве­дущие в по­гибель, и мно­гие идут ими» (Мф. 7:13). 

При­зывая хрис­ти­ани­на к ис­полне­нию той или иной за­пове­ди, Гос­подь по­да­ет и си­лы для ее со­вер­ше­ния, а по­это­му по сло­ву апос­то­ла Иоан­на Бо­гос­ло­ва, «за­пове­ди Его [Бо­га] не­тяж­ки» (1Ин. 5:3), то есть не тя­желы в ис­полне­нии. Вспо­миная о бла­года­ти Бо­жи­ей, всег­да ук­репля­ющей и под­держи­ва­ющей вер­ных чад Церк­ви, «с тер­пе­ни­ем бу­дем про­ходить пред­ле­жащее нам поп­ри­ще» (Евр. 12:1).

Бу­дем пом­нить, что ис­точни­ком ду­шев­ных и те­лес­ных сил для че­лове­ка, силь­ней­шим средс­твом, ис­ко­реня­ющим грех и ук­репля­ющим в доб­ро­дете­ли,  яв­ля­ет­ся при­чаще­ние Свя­тых Хрис­то­вых Та­ин. Сам Гос­подь сви­детель­сву­ет: «Ибо Плоть Моя ис­тинно есть пи­ща, и Кровь Моя ис­тинно есть пи­тие. Яду­щий Мою Плоть и пи­ющий Мою Кровь пре­быва­ет во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:55,56).

По сло­ву свя­тите­ля Фе­офа­на Зат­ворни­ка, в те­чение это­го пос­та «мы долж­ны при­час­тить­ся Те­ла и Кро­ви Гос­подней так, что­бы ощу­тить всем сво­им су­щест­вом, что Сло­во ста­ло плотью, и Гос­подь при­об­щился на­шей пло­ти и кро­ви, став од­ним из нас».

«При­иди­те, хрис­то­нос­нии лю­дие, да ви­дим чу­до, вся­кий ра­зум ужа­са­ющее и об­держа­щее, и, бла­гочест­но вос­пе­ва­юще, вер­нии, пок­ло­ним­ся», — при­зыва­ет нас Свя­тая Цер­ковь в эти ве­ликие дни, уда­лить­ся от су­еты и про­ник­нуть­ся бла­гого­вени­ем к тай­не Бо­говоп­ло­щения. 

Же­лаю всем нам с поль­зой ду­шев­ной со­вер­шить под­виг Рож­дест­вен­ско­го пос­та, «об­лекшись в бро­ню ве­ры и люб­ви и в шлем на­деж­ды спа­сения» (1Фес. 5:8).

При­зываю Бо­жие бла­гос­ло­вение на паст­ву Ка­захс­тан­ской зем­ли.

ГЛА­ВА МИТ­РО­ПОЛИЧЬЕГО ОК­РУ­ГА РУСС­КОЙ ПРА­ВОС­ЛАВНОЙ ЦЕРК­ВИ В РЕС­ПУБЛИ­КЕ КА­ЗАХС­ТАН

МИТ­РО­ПОЛИТ АС­ТА­НАЙ­СКИЙ И КА­ЗАХС­ТАН­СКИЙ

ДРУГИЕ НОВОСТИ